Аварии и ремонты — больная тема отечественного рынка нефтепереработки. Наш автор Ольга Настюкова вспомнила несколько недавних аварийных ситуаций на заводах и попыталась найти тех, на кого возложили за них ответственность.
В 2017 году — в разгар очередного бензинового кризиса — на Павлодарском НПЗ (который только завершил самый продолжительный в своей истории капитальный ремонт) сломалась деталь на водородной установке. В результате поломки завод снизил объем выпускаемого дизтоплива с 4 тыс. тонн в сутки до 600. Виновником в «КазМунайГазе» назвали местного сварщика, работавшего на аутсорсе.
Завод признал, что «срыв сроков окончания капитального ремонта ПНХЗ и пуска завода в целом создали напряженную ситуацию по обеспечению внутреннего рынка дизельным топливом». Ситуация усугубилась тем, что в августе того же года на плановый ремонт с полной остановкой ушел и Атырауский НПЗ.
Как писал «Коммерсант»: «В результате доля российского импорта в общем объеме продаж бензина выросла с 20–25% до 40%, а рост цен на топливо в России, а также серьезное ослабление тенге к доллару и рублю (около 17%) увеличили стоимость этих объемов для казахских импортеров». За топливный кризис тогда поплатились креслами директор завода и зампредседателя «КазМунайГаза», напоминает Олег Червинский в своем телеграм-канале.
В 2019 году все три НПЗ остановились на внеплановый ремонт. Как сообщал Reuters, на Павлодарском НПЗ произошла авария на одной из установок комплекса глубокой переработки мазута, на Шымкентском заводе была остановлена установка каталитического риформинга, а Атырауский НПЗ так и не смог завершить работы на установке риформинга.
Несмотря на сокращение выпуска бензина и дизтоплива, дефицита на внутреннем рынке не возникло, поэтому и публичного представления виновных не было. Более того, бывший заместитель главы «КазМунайГаза» отмечал , что «в 2019 году мы даже останавливали ключевые установки на предприятиях, потому что был большой профицит по топливу».
Иронично, что ситуация с ремонтом НПЗ возникла после того, как в 2017-2018 годах власти завершили модернизацию всех трех нефтеперерабатывающих заводов. Инвестиции в нее LS оценил в 6,3 млрд долларов США. Предполагалось, что сроки ежегодного ремонта сократятся с 45 до 20 дней, а полная остановка заводов будет осуществляться раз в три года.
В 2021 году на западе страны резко подорожал бензин. Причиной называли очередной внеплановый ремонт на Атырауском НПЗ. Нурлан Ногаев, который в то время возглавлял министерство энергетики, объяснял - в январе на Атырауском НПЗ произошел сбой с поставками электроэнергии, что привело к аварийной остановке некоторых технологических установок.
Резонанс от остановки Атырауского НПЗ дошел до главы государства, который на одном из заседаний правительства потребовал наказать виновных, отметив: «После завершения модернизации НПЗ в 2018 году] количество ремонтов, сроки проведения и количество аварийных остановок не снизились. Как следствие, возникает дефицит и резкий рост цен на ГСМ».
Тогда же Токаев поручил принять меры по наказанию виновных в ситуации с неплановой остановкой АНПЗ. Спустя пять дней после слов президента директора завода Шухрата Данбая освободили от должности, в отношении него начали расследование по факту хищения средств. В мае этого года Данбая, напомним, полностью оправдали.
Подписаться на @Shishkin_like