В Астане сегодня начался апелляционный процесс по делу экс-министра экономики Куандыка Бишимбаева и его родственника Бахытжана Байжанова. Верховный суд, «учитывая повышенный общественный интерес», вновь решил транслировать разбирательство в прямом эфире.
Первым выступил защитник Бишимбаева адвокат Ерлан Газымжанов. Он рассказывал о своих замечаниях по прошлому суду полтора часа. По его словам, были допущены 20 видов нарушений.Первое и самое главное нарушение, по мнению Газымжанова произошло при формировании коллегии присяжных. Якобы судья «самолично», без жеребьёвки, отвела четырёх претендентов, у которых есть сыновья.
«Состав был собран таким образом, чтобы было меньше шансов получить справедливый приговор», – сказал адвокат.
Газымжанов утверждает, что одна из присяжных (под номером 4) взаимодействовала с интернет-пользователями, активно комментируя дело, а также подписалась на инстаграм-страницу потерпевшего Айтбека Амангельды. Адвокат настаивает на апелляционной проверке этих фактов.
Среди других претензий защиты: отказ в допросе экспертов Панасюры и Каймерденова и отказ приобщить к делу расписку, которую будто бы написала Салтанат мужу. Адвокат считает, что документ будто бы смог доказать, что «источником скандалов» была сама погибшая. Напомним в расписке, которую успел зачитать Газымжанов в суде, Салтанат «обещала восстановить доверие к Куандыку», «хранить семейный очаг» и «быть послушной».
Предъявил в качестве претензии адвокат также «отказ в исследовании телефона Салтанат Нукеновой». Здесь Газымжанову к тому же не понравилась интонация прокурора.
«Прокурор зачитывал заметки (из телефона Нукеновой. – Ред.) с такой интонацией, которая выгодна стороне обвинения».
Кроме того, защита Бишимбаева убеждена, что во время допроса эксперта Халимназарова, суд не позволял выяснять важные обстоятельства (например, время смерти).
«Нам не дали задать вопросы. Много расхождений было – по мнению защиты смертельный удар Нукенова получила от удара о стену. Халимназаров же исключал это.
[…] Халимназаров начал искажать, искривлять…», - сказал адвокат.
Адвокат уверен, что судья безосновательно не позволила прослушать запись разговора Бишимбаева с сокамерником. А по мнению Газымжанова, на аудио экс-министр рассказывал об обстоятельствах трагедии «от души».
Помимо прочего, Газымжанов жаловался на то, что его и коллег часто перебивали, а судья позволила себе показать эмоции:
«Судья должна была заявить самоотвод, если появилась неприязнь к подсудимому».
Газымжанов также обвинил судью в шантаже из-за требований к подсудимому дать пароль от телефона:
«Суд не дал возможности нам открыть телефон и показать его, а потребовал пароль. Пароль мы отказывались давать, тогда суд отказался исследовать телефон Бишимбаева. Это шантаж и принуждение. Никто не имеет права принуждать подсудимого давать показания против себя. Нельзя ему ставить такие условия, мол мы тебя посадим и не будем исследовать доказательства, если ты не дашь то, что мы хотим».
Вспомнил Газымжанов и разрешение суда некоторым слушателям присутствовать на процессе в футболках «За Салтанат пожизненное».
Основываясь на всех упомянутых «нарушениях», Газымжанов потребовал изменить приговор Бишимбаеву:
«Мы требуем изменить приговор в части обвинения по пункту 5 части 2 статьи 99 УК «Убийство с особой жестокостью». Переквалифицировать его действия на часть 3 статьи 106 УК «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть по неосторожности». По части истязаний требуем отменить приговор с направлением дела на новое рассмотрение».
Следующей выступила адвокат Бишимбаева Назкен Кусаинова. В течение часа она дополняла претензии Газымжанова, называя решение суда «необоснованным и несправедливым».
«Не было состязательности сторон.
[…] Кто хотел, тот и обзывал Бишимбаева убийцей, даже Байжанов.
[…] Судья в ускоренном темпе за 3 часа вынесла неправосудный приговор.
[…] Прошу направить на новое рассмотрение на стадии главного судебного разбирательства», – заявила Кусаинова.
Последней от стороны защиты выступила Лейла Рамазанова. Её речь была более краткой – длилась около получаса. Адвокат пожаловалась на «отсутствие беспристрастности» при рассмотрении дела. В качестве примера привела некоторые фразы председательствующей судьи (о «хорошем замахе», с которым Бишимбаев пинал Салтанат) и прокурора Аймагановой (о том, что позиция Бишимбаева «ясна как божий день, хоть к бабке не ходи»).
Рамазанова добавила, что защита якобы была ограничена в правах представить доказательства невиновности подсудимого – «судья сделала 45 замечаний Газымжанову».
«Просим переквалифицировать действия на ст 106 ч3 – это невозможно было сделать на стадии расследования. Это невозможно было сделать в суде в связи с общественным мнением, которое нагнеталось», - подытожила Рамазанова.
Напомним, в мае этого года суд присяжных приговорил Куандыка Бишимбаева, экс-министра экономики Казахстана за истязание и убийство своей жены Салтанат Нукеновой к 24 годам заключения, Бахытжана Байжанова за укрывательство особо тяжкого преступления к 4 годам тюрьмы.
В судебном заседании объявили перерыв до 14:30.
Фото: Jogargy_sot
✅ Подписывайтесь на https://t.me/ayel_kz