top of page
Фото автораShishkin_like

Активы казахстанских инвесторов оказались заблокированными в России

В сентябре 2020 года на KASE стартовали торги паями закрытого паевого инвестиционного фонда «Фонд первичных размещений» (ФПР). Маркет-мейкером фонда, управляемого российской компанией «Восток-Запад», стал принадлежащий Тимуру Турлову «Фридом Финанс». Уже к апрелю 2021 года стоимость пая выросла на 190%, фонд вошёл в топ-20 самых ликвидных бумаг российского рынка. Сегодня же – спустя три года – казахстанские пайщики ФПР безуспешно ищут способ вернуть хотя бы часть вложенных средств. Наш редактор Маргарита Бочарова выяснила, как часть бумаг суперуспешного фонда оказалась бессрочно заблокированной.


Что такое ЗПИФ ФПР и как он работал?


Закрытый паевый инвестиционный фонд – один из видов коллективных инвестиций, когда инвесторы вкладывают деньги в уже определённый набор активов. Чтобы вложить деньги в фонд, инвестор покупает пай (ценную бумагу, подтверждающую долю в праве собственности). На каких активах зарабатывал ФПР? На американском фондовом рынке он вкладывал средства в потенциально высокодоходные компании на самом старте, держал акции три месяца, продавал их и вновь вкладывался в новые IPO.


При этом сам фонд зарегистрирован в России, и его паи относятся к российским ценным бумагам. По данным российского Центробанка, на конец октября паями ФПР владело чуть больше 41 тыс. физлиц, а его активы составляли 305,9 млн долларов США (96% из которых – в ценных бумагах иностранных эмитентов).  


Как паи казахстанских и других иностранных инвесторов ФПР оказались заблокированными?


В марте 2022 года президент России Владимир Путин в ответ на санкции подписал указ, в результате которого иностранные профучастники рынка ценных бумаг (в том числе брокеры из таких дружественных стран, как Казахстан) оказались «заперты» в счетах типа «С». Этот режим означает, что для нерезидентов, которые работают через зарубежные депозитарии, зачисление и списание российских бумаг ограничено, а вывести активы нельзя.


При этом, как пишет РБК, возможность работать через российских брокеров у казахстанцев есть, но это «не позволяет им автоматически разморозить ранее заблокированные активы, которые учитывались и учитываются через иностранных депозитариев». О каком именно объёме активов в целом идёт речь, достоверно неизвестно.


Как война на Украине повлияла на стоимость инвестиционных паёв ФПР?


По данным управляющей компании «Восток-Запад», стоимость пая на пике – в сентябре 2021 года – находилась на уровне 41 доллара США (при начальной цене в 10 долларов США). К началу войны цена пая снизилась до 27 долларов США, к маю прошлого года упала до 17 долларов США и теперь колеблется на уровне 20 долларов США.


И если в 2020 году доходность фонда составила 182%, а в 2021 году – 18%, то в 2022 году ФПР ушёл в минус на 46% (статистика год к году). К слову, на Казахстанской фондовой бирже бумаги фонда не торгуются с марта прошлого года, в феврале 2023 года они были исключены из официального списка KASE.


Каковы перспективы разморозки активов казахстанцев, работавших в России через иностранных брокеров?


В минувшем августе три источника на финансовом рынке рассказали журналистам РБК, что Банк России работает над механизмами разблокировки счетов депо иностранных номинальных держателей, открытых на имя депозитариев из дружественных стран. Сам Центробанк при этом от комментариев воздержался.


Издание отмечает, что разблокировка чревата определёнными рисками, которые могут затягивать решение вопроса: «…через дружественные депозитарии на российский рынок могут прийти недружественные инвесторы, которые могут распродавать бумаги, а это приведёт к коррекции рынка». При этом российский регулятор, по всей видимости, не исключает также, что распродавать российские бумаги могут и сами дружественные нерезиденты. Ранее Центробанк уже указывал на существенные продажи бумаг с их стороны, напоминают журналисты РБК.


Как местный брокер пытается решить проблему с ФПР?


В начале декабря CEO Freedom Holding Corp. Тимур Турлов заявил: «Мы работаем над его [Фонда первичных размещений] переносом в Казахстан. Мы сделали существенный прогресс с точки зрения получения лицензии управляющих компаний за последние пару месяцев».

 

Кроме этого, он отметил:  «Мы сами прям очень недовольны тем, что происходит на рынке первичных размещений». Со ссылкой на коллег с американской фондовой биржи Турлов подчеркнул, что те за последние 20 лет не видели на рынке такой плохой конъюнктуры, как в последние два года.

 

В ответ на наш запрос о том, как казахстанские инвесторы могут продать свои российские бумаги и вернуть себе хотя бы часть вложенных средств, во «Фридом Финанс» ответили: «Для инвесторов, у которых в портфеле есть ценные бумаги с ISIN RU, есть возможность перевести бумаги российским брокерам для их дальнейшей реализации на торговых площадках, биржах Российской Федерации, внебиржевом рынке». Каким именно образом клиенты Freedom Broker могут реализовать эту возможность, в пресс-службе компании, несмотря на нашу просьбу, не пояснили.


Мы продолжим следить за ситуацией вокруг замороженных в России активов казахстанских инвесторов и направим соответствующие запросы в уполномоченные органы обеих стран, а также местным брокерам, чьи клиенты тоже могли располагать российскими ценными бумагами. 


Подписывайтесь на @Shishkin_like



Похожие посты

Смотреть все

Comments


bottom of page