top of page

Английский язык в Казахстане: билет в мир или повод для комплексов?

  • Фото автора: Ayel
    Ayel
  • 16 апр.
  • 4 мин. чтения


 

Весна и лето – время экзаменов и поступлений в вузы. И один из главных предметов, на которые налегают будущие казахстанские студенты, – английский язык.

 

Авторка Ayel Дилара Аронова разобралась, как сегодня обстоят дела с изучением английского языка у детей и взрослых, и обсудила с экспертом, актуально ли в 2025 году обучение с преподавателем, когда многие люди выбирают общение с нейросетью?

 

Преподавательница английского языка с 11-летним опытом Дарья Голубева, работающая онлайн с учениками по всему Казахстану и миру, говорит, что приоритет многих современных родителей – дать ребёнку дополнительные знания. Потому что школьного уровня зачастую недостаточно.

 

«Чтобы поступить в самый престижный вуз страны, Назарбаев Университет, кандидату необходимо набрать минимум 6,5 балла на экзамене IELTS(International English Language Testing System –единая система тестирования на уровень владения английским языком. – Ред.). Это серьёзный балл, для которого ребёнок должен хорошо владеть языком.

 

Сейчас очень интересное время. Если наше поколение «трясли» за оценки, то сейчас они перестали быть важным критерием для многих семей. Особенно там, где родители работают в условиях международного бизнеса. Они сами понимают, какие возможности даёт знание языка, и хотят открыть эти возможности для своих детей.

 

А главное, что дети сами к этому тянутся. Большинство получает первый опыт взаимодействия с иностранным языком в онлайн-играх. А ты не можешь полноценно играть с другими, если не понимаешь их. Так английский плавно встраивается в их жизнь, а позже приходит понимание, что знание языка – это свобода. Ты можешь находиться в любой стране мира, и тебя поймут», – говорит Дарья Голубева.

 

По словам преподавательницы, сейчас она наблюдает интересную тенденцию – если раньше среди её учеников, готовящихся к сдаче IELTS и поступлению в зарубежные вузы, было больше мальчиков, то теперь все чаще поступают запросы от родителей девочек.

 

«Если раньше, 5-6 лет назад, соотношение моих учеников составляло 30/70 в пользу мальчиков, то сейчас я бы сказала, что оно равно 50/50».

 

К сожалению, последние события не внушают никакого оптимизма родителям девочек. Казахстан – не самая благоприятная страна для жизни женщин. Поэтому родители хотят защитить своих дочерей, дать им навык, который поможет в любой ситуации и в любом месте. Если раньше считалось, что сына надо отправить учиться за границу, а дочь держать при себе, то сейчас семьи пересматривают эти взгляды.

 

Поэтому английский язык – это сейчас и инструмент для обретения женской независимости. Мы такие же кормильцы семьи, как и мужчины, и нам должны быть открыты все возможности», – говорит Дарья.

Что касается взрослых, которые решаются на изучение английского языка, преподавательница отмечает, что многих к этому подталкивают опять-таки профессиональные возможности, которые можно упустить, если ты не знаешь английского языка.

 

Однако для взрослых изучение языка часто связано с преодолением травм, полученных в прошлом.

 

«Участие во всех международных стажировках и конференциях, которые позволяют получить опыт, подтянуть знания и расширить круг общения, так или иначе, упирается в знание английского языка. И человек приходит к изучению языка, которое, возможно, откладывал долгие годы.

 

Но в этом возрасте многие уже имеют за плечами негативный опыт. Где-то засмеяли за незнание, где-то почувствовал себя белой вороной и изгоем. Поэтому говорить на новом языке в зрелом возрасте – это психологический барьер с целой гаммой эмоций: страхом, стыдом, стеснением. Преодолеть их бывает очень сложно.


Многие делятся, что чувствуют себя голыми, когда пытаются говорить по-английски. Человек находится в очень уязвимом положении. И преподавателю в этот момент очень важно быть тактичным, мягким, не спугнуть, не дать травмироваться ещё больше».

«Не зря в reels можно встретить шутки про то, что учитель английского – это психотерапевт, который почему-то заставляет говорить на другом языке.


И неудивительно, что часто преподаватели английского становятся друзьями для своего ученика. Человек, который видел тебя в уязвимости и помог преодолеть травму, уже точно для тебя не посторонний», – говорит Дарья Голубева.

 

В этом контексте преподавательница отмечает, что ни взрослым, ни детям не нужно гнаться за возможностью учиться у носителей языка.

 

По словам Дарьи Голубевой, намного эффективнее будет обучение с преподавателем из своей языковой среды, который учился, жил или работал за границей, в англоязычной среде.

 

«Простой пример. Есть такое выражение What’syour curfew?, которое, если переводить буквально, будет звучать как «Какой у тебя комендантский час?». Но американские подростки используют её в контексте: «До скольки ты гуляешь? До скольки тебя отпустили родители?».

 

И преподаватель-носитель зачастую даже не обратит на неё внимания, потому что для него она является обыденностью, он слышал её с самого детства. Поэтому я считаю, что нет большого смысла направлять большой финансовый ресурс на занятия с носителем», – говорит преподавательница.

 

Также в последнее время в соцсетях появляется всё больше публикаций, как люди изучают язык с помощью ChatGPT.


Искусственный интеллект даёт человеку задания, проверяет его ошибки, прослушивает аудиосообщения, которые отправляет пользователь, и даёт комментарии по качеству произношения.

 

Дарья Голубева говорит, что этот инструмент вполне можно использовать, но эффективен он будет как дополнение к живой коммуникации в индивидуальном обучении или в группе.

 

«Такой вариант имеет место быть. Мы не можем надеть шкуру мамонта и отрицать новые технологии. Но общение с живым преподавателем более вариативно. Он может дать тебе массу синонимов к фразе, которую ты использовал, и рассказать, как ещё ты можешь применять этот вокобуляр.

 

Плюс только в человеческом взаимодействии и в эмпатичном пространстве можно преодолеть барьеры, связанные со страхом говорить на новом языке. Поэтому ИИ – это хороший тренажёр, но только в комбинации с обучением у преподавателя», – говорит педагог.

 

Напомним, в начале года по соцсетям разнеслась новость о том, что школьница из Алматы получила рекордный балл на языковом экзамене IELTS.


Мы обратились в British Council, первому официальному провайдеру IELTS в Казахстане, с просьбой рассказать, как много казахстанцев приблизились к такому показателю.


Но эти данные являются конфиденциальными.

 

«Мы гордимся достижениями всех наших кандидатов, но в интересах конфиденциальности не можем раскрывать личные данные о кандидатах без их разрешения, включая набранный балл. IELTS ценит прозрачность и объективность в процессе оценки, и мы уверены, что каждый кандидат, который достигает такого уровня, прошёл строгие стандарты тестирования.

 

Для проверки подлинности выданного сертификата Британский совет в Казахстане и по всему миру использует удобную систему верификации результатов», - говорится в ответе организации.

 

В British Council также подчеркнули, что IELTS признан самым популярным тестом на определение уровня английского языка в мире. Его признают более 12500 организаций в 140 странах, включая правительства стран, научные учреждения и работодателей.

 

Как сообщили в организации, высокий балл на IELTS открывает множество возможностей для студентов, профессионалов и мигрантов.


Сертификат IELTS с высоким баллом может обеспечить доступ к престижным учебным заведениям по всему миру, возможность работать в международных компаниях и использовать английский язык в профессиональной среде. Кроме того, наличие сертификата IELTS может быть требованием для получения визы или разрешения на работу в странах, где английский является официальным языком.

 

 

✅ Подписывайтесь на https://t.me/ayel_kz

Похожие посты

Смотреть все
bottom of page