top of page
Фото автораПолитпросвет.kz

АО «АрселорМиттал Темиртау»: время расставаться?

17 августа на шахте «Казахстанская», принадлежащей АО «АрселорМиттал Темиртау», из-за возгорания конвейерной ленты вспыхнул пожар, унесший жизни пяти человек. Уже тогда казахстанская общественность была возмущена очередной аварией, которые на предприятиях индийского сталелитейного магната Лакшми Миттала происходят с завидной регулярностью.

 

Не прошло и десяти дней, как произошло новое ЧП – в этот раз на шахте «Саранская». Опять пожар, опять АО «АрселорМиттал Темиртау». На этот раз, к счастью, обошлось без жертв. А вчера на руднике ТОО «Оркен» все того же АО «АрселорМиттал Темиртау» погиб проходчик. О причинах трагедии информации пока нет, ведется расследование.

 

Наш автор Алькен Кенжебаев попытался разобраться, что из себя представляет империя Миттала, почему рабочие гибнут на объектах этого предприятия, а сам все еще сохраняет свой бизнес в Казахстане.

 

Из грязи в князи, или попытка обмануть дьявола?

 

Сам Лакшми Миттал создает себе репутацию человека из низов, добившегося всего упорным трудом. Однако его семья принадлежит к этнолингвистической группе марвари, происходящей из княжества Раджастхан, известной еще с со времен империи Великих Моголов тем, что брала на откуп налоги, а также занималась торгово-ростовщической деятельностью. То есть, марвари по сути выполняли в Индии ту же роль, что и иудеи в средневековой Европе.

 

Представители этой группы и сейчас составляют крупнейшие бизнес-империи Индии. Так, конгломерат Aditya Birla Group семьи Бирка также происходящей из марвари, в 2021-22 году имел оборот в 48 млрд долларов, а чистая прибыль составила 3,48 млрд долларов. Прямые конкуренты Миттала из семьи Руие (опять-таки из марвари), владеющие конгломератом Essar Group, в 2021-2022 году получили совокупную чистую прибыль в 15 млрд. долларов.

 

Кстати, 16 декабря 2019 года дочернее предприятие Essar Steel India Private Limited после признания его несостоятельности было приобретено ArcelorMittal Nippon Steel India Limited, совместным предприятием ArcelorMittal и Nippon Steel Corporation. Таким образом господин Миттал осуществил свою давнюю цель – зайти на металлургический рынок Индии.

 

К марвари принадлежат и несколько других финансово-промышленных корпораций - Bajaj Group (семья Баджадж), Bangur Group (семья Бангур) и др. Очевидно, что семья Миттал отнюдь не принадлежит к беднейшим слоям индийского общества, а сами индийцы говорят о марвари так: «Иметь с ними дело – все равно что пытаться обмануть дьявола».

 

Империя Миттал в мире

 

По данным ресурса worldsteel.org за 2022 год, ArcelorMittal является второй по объемам выплавляемой стали компанией в мире (68,89 млн тонн). Это почти в 2 раза меньше, чем у китайской China Baowu Group (131,84 млн тонн). Китайские компании уверенно доминируют в отрасли, занимая 6 из 10 верхний позиций.

 

Любопытно, что из лидеров списка только у ArcelorMittal в период с 2021 по 2022 год наблюдается резкое падение производства (с 79,26 до 68,89 млн тонн). Из годового отчета компании следует, что в 2022 году производство железной руды составило 45,3 млн тонн, а общий объем продаж - 79,8 млрд долларов.

 

Интересно, что в отчетах за 2021-2022 годы нет данных по добытому углю. В 2020 было добыто 5 млн тонн. Если ориентироваться на оценку Bloomberg, на первый квартал 2023 года добыча угля составила 7,5 млн тонн.

 

Общая выручка корпорации на 30 июня 2023 года за последние 12 месяцев (TTM Revenue) составила 72,97 млрд долларов, а чистая прибыль - 4,21 млрд долларов. Амортизация в Trailing twelve months (TTM) высчитывается ежеквартально, и если взглянуть на аналогичные показатели за 30 июня 2022 года, можно отметить существенное падение показателей (83,76 и 16,71 млрд долларов соответственно), что вполне коррелирует с падением выплавки стали.

 

В списке Forbes на 2023 год ArcelorMittal занимает 214 место. Сейчас предприятия корпорации, разделенные на 4 географические коллаборации (NAFTA, Brazil, Europe, ACIS), находятся в 60 странах мира, и в 16 из них расположены комбинаты по выплавке первичной стали.

 

Предприятия ArcelorMittal в Казахстане  

 

Главным активом АО «АрселорМиттал Темиртау» является металлургический комбинат в городе Темиртау с сопутствующими предприятиями и двумя ТЭЦ. АО «АрселорМиттал Актау» включает в себя трубный завод, цех по нанесению защитных покрытий, лабораторно-испытательный комплекс, склад трубной продукции. Компания также управляет 8 угольными шахтами в Карагандинской области и 4 железорудными предприятиями в Центральном и Северном Казахстане.

 

По данным ресурса adata.kz, за весь период с 2015 года «АрселорМиттал Темиртау» выплатило налогов на общую сумму 672,3 млрд тенге. В 2023 году налоговые отчисления составили 73 млрд тенге, в 2022 – почти 155 млрд тенге. Годовая прибыль за 2022 год составила 331,04 млрд тенге.

 

Почему же гибнут люди?

 

Практически с самого своего появления в Казахстане деятельность АО «АрселорМиттал Темиртау» сопровождается удушливым шлейфом чрезвычайных происшествий, аварий и катастроф на его предприятиях. Достаточно сказать, что, по данным издания «Курсив», за 27 лет произошло 11 крупных инцидентов, повлекших за собой более сотни человеческих жертв. Крупнейшим из них был взрыв на шахте «Ленинская» в 2006 году, когда погиб 41 шахтер.

 

Оказывается, у предприятий Лакшми Миттала дурная репутация не только в Казахстане, но и по всему миру. Сайт Глобального союза IndustriALL который представляет интересы 50 миллионов работников в 140 странах мира, занятых в горнодобывающей, энергетической и перерабатывающих отраслях, пишет: «рабочие профсоюзы с ужасом отмечают, что условия по охране труда и технике безопасности на предприятиях ArcelorMittal только ухудшаются по мере увеличения числа смертельных случаев».

 

Несоблюдение элементарных правил и экономия на безопасности и инфраструктуре привела к целому ряду аварий со смертельным исходом в Казахстане, Украине, Польше, Испании, США и Южной Африке.


В заявлении, направленном руководству компании, было сказано, что «профсоюзы постоянно выражают обеспокоенность по поводу отсутствия инвестиций в содержание объектов, а также в охрану труда и безопасность на местном уровне». Например, на украинском ПАО «АрселорМиттал Кривой Рог» за 2020 год инвестиции в охрану труда и меры по промышленной безопасности были сокращены на 24,4 процента по сравнению с 2019 годом. Это привело к 34 несчастным и 3 летальным случаям.

 

Как видим, проблемы у ArcelorMittal системные и одинаковы по всему миру. Не исключено, что такая странная стратегия связана с элементарным желанием сэкономить. Лакшми Миттал известен тем, что стремится покупать обанкротившиеся и убыточные предприятия с их последующей оптимизацией. При этом не брезгует никакими методами, в том числе личными знакомствами с сильными мира сего.


К примеру, в Украине он, проиграв битву за «Криворожсталь» местному магнату Виктору Пинчуку, он вышел на деятелей оппозиции Юлию Тимошенко и Виктора Ющенко. После их победы на выборах комбинат был срочно национализирован и перепродан уже ему. За вполне достойную, кстати, сумму - 4,8 млрд. долларов.

 

А вот Карагандинский металлургический комбинат, флагман казахстанской металлургии, обошелся ему на несколько порядков дешевле - в 225 млн долларов с рассрочкой на четыре года.

 

Не все коту масленица?

 

Кажется, даже у казахстанских властей, неизменно лояльных к индийскому бизнесмену, закончилось терпение. За уход Миттала из страны высказались депутаты мажилиса Ерлан Саиров, Кудайберген Бексултанов и Никита Шаталов. Совершенно ясно выразил свое недовольство президент, пригрозив «соответствующими последствиями для последующего пребывания на казахстанском рынке». Премьер-министр пообещал, что «сейчас уже ребром стоит вопрос, что будет с собственником этой компании», а глава министерства финансов Ерулан Жамаубаев прямо заявил журналистам, что политическое решение по уходу компании «АрселорМиттал» из Казахстана уже принято.

 

Другое дело, что процесс передачи столь значительной инфраструктуры в другие руки или его национализация - дело не быстрое. Inbusiness.kz, ссылаясь на инсайдеров, еще в феврале 2023 года писал, что именно с целью оценки потенциальной продажной стоимости проводился иностранный аудит казахстанских активов Миттала, который якобы требует «за все про все» 3 млрд долларов. Помимо активов следует подумать о судьбе и трудоустройстве тысяч рабочих.

 

Нужно начинать процесс национализации - эксперт

 

Мы попросили дать комментарий на эту тему основателя Социалистического движения Казахстана Айнура Курманова, сейчас возглавляющего инициативную группу по созданию Социалистической партии Казахстана.

 

- Нынешний пожар и гибель горняков на шахте «Казахстанская» в корпорации «АрселорМиттал Темиртау» показывает, к сожалению, колониальный характер нашей экономики. Когда миллиардер индусского происхождения получил по мутным схемам комбинат и шахты в 1995 году и эксплуатировал всё это время советское оборудование, не обновив его. Правительство Казахстана даже заключало с предприятием в 2009 году меморандум о технической модернизации производства. В результате были даны налоговые, транспортные и иные преференции, но в итоге ничего не было заменено! То есть из готовой производственной базы тупо выкачивалась и выкачивается сверхприбыль на изношенном оборудовании. Это привело к снижению производства стали с 5,1 до 2,5 миллионов тонн и к тому, что наши рабочие расплачиваются жизнями из-за оптимизации производства, так как сокращены многие вспомогательные службы, отвечающие за обслуживание и ремонт шахт. В данной ситуации необходимо начать процесс национализации комбината и шахт, пока не поздно, тем более, что контракт по недропользованию с «АрселорМиттал Темиртау» уже давно закончен. А такая хищническая деятельность может привести к окончательной деградации и закрытию металлургического комбината в Темиртау и к тому, что оставшиеся 8 шахт будут затоплены Лакшми Митталом, когда он окончательно забросит данное производство, - считает Айнур Курманов.

 

Подписывайтесь на https://t.me/politprosvet_kz

Похожие посты

Смотреть все

ความคิดเห็น


bottom of page