top of page
Фото автораShishkin_like

Базар-вокзал: как алматинские автовокзалы превращались в торговые центры и жилые комплексы

На днях Министерство транспорта предложило запретить водителям «Яндекс. Такси» и InDrive совершать междугородние перевозки на расстояния свыше 50 км. По словам главы ведомства Марата Карабаева, цифровые технологии повлияли на снижение популярности автобусных перевозок, и казахстанцам легче заказать машину через приложение из дома.


Это предложение вызвало бурю критики. К примеру, костанайские перевозчики резонно возразили – создайте условия, а затем вводите ограничения. «Почему на Кокшетау нет автобуса? Почему на Актобе нет автобуса?... получается, что мы и автобусы не пускаем, и хотим с «Индрайвером» бороться», - цитирует Tobol.info перевозчиков, которые выступили на отраслевом совете в Палате предпринимателей Костанайской области.


«Люди не выбирают автобусы, так как есть совершенно устаревшая инфраструктура вокзалов, которая не отвечает потребностям пассажиров»,  - отметил в своем Telegram-канале депутат Мажилиса Никита Шаталов. Действительно, автовокзалы страны являются слабым звеном на рынке междугородних перевозок: они долгое время финансировались по остаточному принципу и зачастую рассматривались не как удобный транспортный хаб для пассажиров, а как привлекательный участок земли. Мы восстановили хронологию реформ на алматинских автовокзалах и напоминаем, что из этого вышло


Саяхат: как на месте автовокзала появился жилой комплекс


В 2006 году на месте алматинских автовокзалов «Сайран» и «Саяхат» хотели построить торговые павильоны. При этом «Сайран» планировали перенести в Каскелен, а «Cаяхат» - в район Кульджинской трассы. «Интересная получается картина, метафизическая. Теперь, чтобы добраться до Каскелена, нужно приехать в сам Каскелен...», - иронично писало по этому поводу «Новое поколение». 


Впрочем, перенос так и не произошел. «Сайран» остался на месте, а «Саяхат» в 2008 году снесли. Но и без автовокзала район остался транспортным хабом – здесь находится автостанция пригородного направления. Здесь же десятилетиями стихийно ловят «попутки» желающие добраться в Талгар, Есик, Шелек.


Разрешение на снос «Саяхата» было получено при акиме Имангали Тасмагамбетове. Здание, построенное в 60-х годах прошлого века, признали аварийным. Планировали построить торговый центр, но строительство так и не началось – случился мировой финансовый кризис.


В 2014 году в рамках транспортной программы развития города снова планировали закрыть «Сайран» и «Саяхат» и построить три новых автовокзала: Западный — напротив горбольницы № 7 в Калкамане, Северный — в Турксибском районе, Восточный — в районе Кульджинского и Талгарского трактов. Но и этого не произошло, хотя по планам транспортного развития к 2030 году в Алматы должно было появиться три новых автовокзала.


В 2015 году аким алматы Ахметжан Есимов собирался изъять землю, где находился «Саяхат» обратно в госсобственность. «Владельцы участка (публично компания не называлась – прим. авт.) в этом году обещают построить торговый центр с паркингом. Если обещание не будет выполняться, то, в соответствии с нашим законодательством, мы начнем процесс по изъятию этих участков за нецелевое использование», сказал Ахметжан Есимов на отчетной встрече с населением.


Автовокзальный долгострой «по наследству» перешел к Бауржану Байбеку, который тоже сообщил, что вернет участок в госсобственность. Решающим стал 2018 год:


- в апреле 2018 года район автовокзала «Саяхат» (где в окрестностях образовался стихийный рынок) вошел в список небезопасных объектов с массовым пребыванием людей;


- в августе 2018 года в комментарии Tengrinews.kz управление пассажирского транспорта и дорог Алматы сообщило, что «прорабатывается вопрос строительства автостанции «Саяхат» для пригородного сообщения в рамках ГЧПИ»;


- в октябре 2018 года участок продали новому инвестору под коммерческую застройку. Но узнали об этом алматинцы не сразу, а лишь спустя пять лет, когда территорию обнесли забором и начали строительство.

В 2023 году в управлении градостроительного контроля Алматы сообщили, что собственником участка по адресу Суюнбая, 15 является ТОО «Sayahat Realty» на основании договора купли-продажи земельного участка от 1 октября 2018 года.


Компания занимается арендой и управлением собственной недвижимостью. Учредители: Бюльбюль Доган и Тимур Байжуматов (через ТОО «Саяхат – Инвест»и «Декорт ЛТД»). Налоги: 90 млн тенге с 2019 года, из них 23 млн тенге в 2023 году.


Бюльбюль Доган – один из трех сыновей крупного турецкого инвестора, бизнесмена Рамазана Бюльбюль. Он владеет строительным холдингом «RAMS Global», который активно строит дома и административные здания по всему миру. О его деятельности в Алматы мы рассказывали в материале «Турецкие застройщики в Казахстане».


По информации на сегодняшний день, на месте автовокзала появится многофункциональный жилой комплекс с коммерческими помещениями и подземным паркингом. На сайте «Крыша» квартиры там продаются по цене от 595 до 798 тыс. тенге за квадратный метр.


Автовокзалы «Сайран» и «Уш Коныр»


«Сайран» также неоднократно пытались перенести за город, но все попытки оказались безуспешными. Автовокзал в начале 2000-х годов был передан в коммунальную собственность под управление акимата г. Алматы, затем был приватизирован и сейчас принадлежит «ТОО Международный автовокзал «Сайран».


 Учредитель: Куляш Мукужанова, ранее в учредителях был Есенгелды Мукужанов. В его биографии сказано, что он был заместителем министра по делам молодежи, туризма и спорта РК (1994), госинспектором организационно-контрольного отдела Администрации президента РК (1994-96), в 1996 стал президентом ОАО «Международный автовокзал «Сайран», а также заседал в маслихате города Алматы. Налоги компании: 603 млн тенге с 2015 года, из них 84 млн в 2023 году.


В 2018 году за «Сайран» всерьез взялся Бауыржан Байбек. При нем была разработана программа реконструкции. СМИ писали, что «на территории автовокзала пересмотрят транспортную логистику, расширят привокзальную площадь и пешеходную зону. Тут появятся фонтаны, парковки, зеленые зоны и детские площадки». Но пока масштабная реконструкция коснулась только зоны озера и прилегающей территории, а не самого вокзала.


 С 2007 года власти пытались перенаправить транспортные потоки с «Сайрана» и «Саяхата» на вокзал «Уш Коныр», построенный в Каскелене. Предприятием владела семья Болата Назарбаева, мы рассказывали об этой компании в обзоре его «Базарной империи».


С автовокзалом в черте города загородный «Уш Коныр» не смог конкурировать, несмотря на попытки  включить административный ресурс и заставить водителей автобусов пользоваться именно им. В проигрыше остались предприниматели, которые выкупили бутики в новом здании, – деньги им так и не вернули. Предпринимателям, как писала газета «Литер», пришло уведомление, что «ТОО «Автовокзал «Уш Коныр» не планирует активизацию деятельности в связи с мировым финансовым кризисом». Затем было изменено целевое назначение этого предприятия. В 2007 году это был автовокзал, в 2009 - торговый центр, а сейчас - ТОО «Керуен» Сапаржайы», которое занимается арендой недвижимости.


В 2018 году автовокзал снова попал в скандальную историю. Владельцы «Саяхата» и «Сайрана» обвинили конкурентов на «Уш Коныре» в создании военизированного блокпоста, где останавливали их автобусы. Члены семьи Болата Назарбаева вышли из состава учредителей «Уш коныра» в 2022 году.


Подписаться на @Shishkin_like

Похожие посты

Смотреть все

Comments


bottom of page