Беларусская «Гомельтранснефть» выступила с предложением с 1 февраля 2024 повысить тариф на прокачку нефти по своей территории. Причем сразу более чем на 43%. Как сообщает «Коммерсантъ», такая индексация касается именно северной ветки трубопровода «Дружба», по которой в Германию идет только казахстанская нефть. Для южного направления, где качается нефть из России, предлагается повышение стоимость транзита на 14,5%.
Напомним, между Казахстаном, Германией и Россией в конце 2022 достигнута договоренность по транспортировке казахстанской нефти через систему российской «Транснефти», куда входит «Дружба», в объеме до 1,2 млн тонн в год в Германию. В настоящее время транзит обходится Казахстану в $17,66 за тонну (из них $5,05 по территории Беларуси). На 2024 год Казахстан и Россия согласовали транспортировку по данному маршруту в прежних объемах – до 1,2 млн тонн в год. По оценкам нашего Минэнерго, увеличение тарифа повлечет за собой потери в $2,64 млн при повышении белорусской части транзита до $7,23 за тонну.
Беларусь объясняет подобный шаг необходимостью исключения перекрестного финансирования расходов на транспортировку по северной ветке за счет прокачки по южной.
Очевидно, что Министерство энергетики, мягко говоря, противится такому развитию событий:
«Казахстанская сторона не согласна с идеей повышения тарифа транспортировки нефти по территории РБ и полагает необходимым проведение соответствующих переговоров по данному вопросу с Министерством экономики Республики Беларусь и концерном «Белнефтехим», – пояснили в ведомстве.
Примечательно, что «Гомельтранснефть Дружба» ссылается на «непредвиденные обстоятельства», которые привели к снижению грузооборота по транзитным направлениям почти в пять раз по сравнению с 2022 годом, в том числе в 17 раз через пункт «Адамова застава». Речь идет об отказе Польши и Германии принимать российскую нефть на фоне введения санкций.
В целом по итогам года компания ожидает двукратного падения прокачки нефти. В 2022 году прокачка по системе магистральных нефтепроводов на территории Беларуси снизилась на 7,3% – до 49,6 млн тонн. В 2021 году предприятием было транспортировано 53,5 млн тонн нефти, в 2020 году – 61,5 млн тонн против 63 млн тонн в 2019 году.
Ожидается, что в 2023 году Казахстан поставит Германии 993 тыс тонн нефти.
Подписывайтесь на qara_aqqu