Бизнес-империя Арсена Томского
- Shishkin_like
- 21 янв.
- 8 мин. чтения

В прошлом году казахстанский Forbes впервые включил в число богатейших и самых влиятельных бизнесменов страны предпринимателя из Якутии Арсена Томского. В конце 2023 года он принял гражданство Казахстана по приглашению правительства. Коллеги из делового издания первыми публично оценили его состояние в 920 млн долларов США. Попытка высчитать стоимость активов Томского предпринималась и российским Forbes, однако в результате драматичного развития событий в Украине, как пишет сам бизнесмен, соответствующая публикация так и не увидела свет. Тогда, в 2021 году, речь шла в совокупности о более чем полумиллиарде долларов США.
В рамках нашего исследования бизнес-империй богатейших людей Казахстана мы попытались очертить контуры предпринимательской и социальной активности 51-летнего Арсена Томского. Наш редактор Маргарита Бочарова рассказывает, что представляет собой его деятельность внутри Казахстана, как его основной бизнес-актив InDrive превращается в глобальную корпорацию, какие проекты Томский оставил в России и в каких сферах сосредоточена его некоммерческая активность.
InDrive в Казахстане
InDrive – мобильное приложение, которое представляет собой онлайн-агрегатор, соединяющий поставщиков услуг с заказчиками. Казахстанцам сегодня доступны следующие услуги (как для заказа, так и для предложения): поездки по городу, поездки в другие города республики, курьерская доставка, доставка грузов, подбор мастеров для различных работ. И хотя InDrive не является безоговорочным лидером на казахстанском рынке перевозок, компания занимает значимое место в структуре поставщиков подобных услуг. В прошлом году министр транспорта даже отметил, что популярность сервиса на межобластных маршрутах негативно влияет на регулярное автобусное сообщение.
В Казахстане InDrive официально работает с 2016 года как ТОО «InService», это дочерняя компания зарегистрированной на Кипре Suol Innovations LTD. Последней руководит лично Томский, она была образована в 2014 году по требованию одного из потенциальных инвесторов. Бизнесмен объяснял, что «это стандартная практика для российских IT-компаний», которые хотят работать в рамках английского права и по возможности не сталкиваться с российским правосудием и попытками рейдерства.
Сервис Томского зашёл в Казахстан в 2014 году, первым городом стала Астана. «Это был первый выход inDriver [название компании до ребрендинга в 2022 году] за пределы России и в самый крупный город на тот момент», – так предприниматель пишет об этом в своей книге. Как позднее заявлял сам Томский, успешные запуски в городах закончились в 2016 году, когда бизнесмен отказал нескольким неназванным персонам (в том числе, из «транспортного министерства»), угрожавшим ему проблемами в случае нежелания налаживать с ними некий совместный бизнес.
В апреле 2016 года все IP-адреса inDriver из соображений безопасности на территории Казахстана были заблокированы. Томский начал официальные переговоры с властями, параллельно развернув техническую, медийную и юридическую кампании. В результате уже через полгода компания восстановила объёмы, которые были до блокировки, однако формально и окончательно ограничения были сняты только через два года, пишет бизнесмен.
В 2022 году Казахстан вновь оказался в центре внимания компании, став наряду с Кипром центром релокации персонала. В том же году Томский заявил, что республика становится базовым регионом, где будут пилотироваться проекты развития InDrive. В 2023-м он отметил, что в Алматы «у нас самый большой хаб из всех 20 офисов компании в мире – более 1000 сотрудников». За девять лет, что компания работает в республике, сумма уплаченных налогов и обязательных платежей достигла 29,2 млрд тенге. Причём более 60% от этого объёма пришлось на 2023-2024 годы.
В конце 2023 года в число учредителей ТОО «InService» вошла ещё одна кипрская компания – Aian Mobiles LTD. Однако структура собственников сервиса, судя по всему, осталась прежней: в число руководителей Aian Mobiles входит топ-менеджмент InDrive – президент Марк Лоугрэн, административный директор Егор Федоров и финансовый директор Дмитрий Седов. Новое юрлицо на Кипре было образовано в 2021 году и, вероятнее всего, связано с разработкой новой техплатформы Ayan, на которую сервис перешёл в прошлом году.
ТОО «InLocal» – ещё одна «дочка» Aian Mobiles в Казахстане, тоже входящая (судя по названию) в экосистему InDrive. Компания была зарегистрирована в начале 2023 года и специализируется на деятельности в области информационных систем и технологий. По итогам прошлого года она уплатила налогов и сделала прочих обязательных отчислений на 56,4 млн тенге.
InDrive в мире
В сентябре прошлого года InDrive работал уже в 779 городах в 46 странах мира. Первый выход компании за пределы СНГ [Янгон, Мьянма] состоялся в 2016 году, спустя три года после начала работы мобильного приложения inDriver в Якутске. Этот опыт оказался неудачным, и вторую попытку выхода в дальнее зарубежье компания предприняла уже в 2018 году. На этот раз inDriver успешно стартовал в мексиканском городе Сальтильо. К концу того года экспансия Латинской Америки достигла такой скорости, что за месяц удалось запустить более 30 городов, пишет Томский.
В 2018 году компания открыла офис в Нью-Йорке, придав ему статус штаб-квартиры. При этом наладить работу сервиса в городе не вышло из-за масштабной и организованной фрод-атаки. В 2019 году сам Томский вместе с двумя дочерьми Еленой и Майей переехал в Калифорнию. И лишь летом 2023 года InDrive полномасштабно стартовал в США – в Майами и Южной Флориде.
Заметим, именно с Южной и Северной Америкой связаны исторические вехи развития компании Томского. В марте прошлого года Мексика, например, стала первой страной в мире, где компания начала тестировать inDrive Money. Второй страной спустя полгода стала Колумбия. Здесь тоже заработал сервис, позволяющий водителям брать краткосрочные кредиты под проценты на уровне ставок локальных банков, а не микрофинансовых организаций.
А проживание и нетворкинг Томского в США принесли компании первые крупные зарубежные инвестиции. В 2020 году 70 млн долларов США в inDriver вложил фонд Bond Capital. В 2021 году компания получила 150 млн долларов США от Bond Capital, General Catalyst и Insight Partners. В 2023-2024 годах General Catalyst инвестировала в InDrive ещё в общей сложности 300 млн долларов США. Эти масштабные инвестиции, пишет бизнесмен, позволили резко увеличить вложения в развитие бизнеса, что привело к уходу компании в зону убыточности. Из неё, к слову, удалось выйти лишь в прошлом году.
InDrive стала «компанией-единорогом» в 2021 году, а сегодня её стоимость может составлять 3,6-3,8 млрд долларов США. Кому же принадлежит этот дорогостоящий глобальный бизнес-актив? Во-первых, разумеется, самому Арсену Томскому. Он, предположительно, располагает четвертью всех акций компании. Во-вторых, к акционерам однозначно следует отнести и все вышеперечисленные инвестфонды (плюс российский фонд LETA). В-третьих, довольно давно в компании работает система, когда её ключевые работники тоже обеспечиваются акциями (правда, не сразу). «Счёт давно уже идёт на сотни сотрудников, скоро пойдёт на тысячи», – пишет Томский в своей книге.
Интересно, что в числе акционеров, вероятнее всего, по сей день значится и Александр Павлов. Именно этот человек в 2012 году в ответ на сговор якутских таксистов создал небольшую группу во «ВКонтакте», позвал туда друзей с автомобилями, и они начали выполнять заказы участников по прежним ценам. Группа под названием «Сообщество независимых водителей. Якутск» была выкуплена за 10 тыс. долларов США Томским и стала прообразом будущего приложения inDriver.
Сегодня бизнесмен то и дело подчёркивает, что, кроме акций InDrive, не располагает никакими активами, движимым или недвижимым имуществом. «Я беру небольшую часть этих акций и продаю ежегодно на личные расходы и чтобы финансировать наши некоммерческие проекты», – так Томский описывает свой образ жизни. Осенью 2023 года он объявил, что переезжает из США в Европу. Предприниматель объяснил это необходимостью много работать с новыми топ-менеджерами компании, почти все из которых живут в «европейской временной зоне».
Инвестиционный фонд Томского
В ноябре 2023 года бизнесмен в соцсетях представил аудитории нового топ-менеджера из Лондона и сообщил, что тот займётся развёртыванием дополнительного офиса компании. Его работа будет сосредоточена на инвестициях в компании на развивающихся рынках (в том числе, Центральной Азии), которые уже подтвердили эффективность своего продукта.
Программа получила название New Ventures и 100 млн долларов США в качестве первоначального бюджета. Кроме финансирования, молодым компаниям обещают промо-платформу с доступом к аудитории пользователей inDrive, поддержку через экспертизу, бренд, локальный нетворкинг и другие форматы партнёрской помощи, рассказывал Томский.
По данным Crunchbase, в декабре прошлого года компания поучаствовала в раунде посевного инвестирования пакистанского стартапа Krave Mart. Это онлайн-сервис, предлагающий клиентам доставку продуктов домой за считаные минуты. Компания существует с 2021 года и привлекла средства уже трёх десятков различных инвесторов. При этом сумма, полученная от InDrive, не раскрывается.
В начале января стало известно, что и на казахстанском рынке New Ventures нашла подходящий стартап для финансирования. Им оказался онлайн-сервис быстрой доставки продуктов и готовой еды «Рядом», который входит в холдинг Choco (ТОО «Даркстор»). Сумма инвестиций также не афишировалась, однако её оказалось достаточно, чтобы под контроль InDrive перешло чуть более 50% компании.
По данным из реестров, в октябре прошлого года единственным владельцем ТОО «Даркстор» стала зарегистрированная в МФЦА частная компания Ryadom LTD. Пока у последней четыре учредителя, включая трёх физлиц и Chocofamily Holding LTD. Вероятно, участие InDrive ещё формально не закреплено: по словам Рамиля Мухоряпова, хоть сделка и состоялась, стороны ожидают одобрения со стороны антимонопольного ведомства.
Что осталось в России
В 1999 году Томский основал в Якутске городской мультисервисный портал ykt.ru, деятельность которого поддерживала учреждённая им компания «СахаИнтернет» (сокращ. «Синет»). Кроме поддержки сайта, со временем она стала делать сайты на заказ, оказывая услуги веб-студии и хостинга. К 2015 году сайт, продолжая оставаться независимым от властей и корпораций, охватил 85% якутских пользователей интернета, став самым популярным региональным порталом. А «СахаИнтернет» преобразовался в полноценную IT-компанию Sinet Group.
В 2019 году Томский перестал быть руководителем и основным акционером «Синета», оставив себе символический 1% (чтобы исключить вероятность перехвата контроля над порталом). Остальные доли перешли к ветеранам компании и – ещё раньше – к бывшей супруге бизнесмена Вере. После начала российско-украинской войны новостной сервис ykt.ru прекратил свою работу, так и не восстановившись по сей день. Компания была перезапущена в 2023 году под началом ООО «Локальные сервисы» и сосредоточилась на оказании услуг в сфере e-commerce. Формально она не имеет никаких связей с Томским.
Тем не менее, бизнесмен не окончательно ушёл из Якутии – в 2020 году он создал здесь некоммерческую проектно-образовательную организацию «Синет Спарк». По данным Adata.kz, единственным учредителем фонда числится Вера Томская. Проекты и программы, как указано на сайте, сегодня финансируются ride-hailing компанией Drivee. Этот сервис пришёл на смену inDriver в России и позиционирует себя как полностью независимый (хоть его глава и работала с Томским практически с момента основания сервиса). В своей книге бизнесмен пишет, что к моменту начала войны российская часть бизнеса составляла всего 8%.
Судя по пользовательскому соглашению, услуги перевозок в рамках Drivee оказывает ООО «Ин14», которое почти полностью принадлежит ООО «СофтФорминг». А последним, по данным агрегаторов, владеет казахстанское ТОО «Индэлс». Зарегистрированная в 2022 году в Алматы компания уже выплатила в республике более 867 млн тенге в виде налогов, в число её учредителей входит четыре связанных в прошлом с inDriver человека. Томского среди них нет.
Некоммерческие проекты (в рамках inVision и лично Томского)
Через InDrive Томский помогает проводить инклюзивные забеги и забеги для детей по всему миру, а также организует бесплатные футбольные секции для детей в малых городах и посёлках, в Казахстане такие секции открыты в 13 небольших населенных пунктах.
Через «Синет Спарк» с 2019 года Томский поддерживал якутских кинопроизводителей и аниматоров, а в 2023-м он организовал в Алматы кинофестиваль Alternativa с призовым фондом от inDrive в размере 100 тыс. долларов США. Ещё 600 тыс. долларов США компания собирается выделить на мероприятия программы Almaty Air Initiative (направлена на решение проблемы загрязнённого воздуха).
В 2013 году в Якутске стартовала обучающая программа для старшеклассников Beginit, а с 2023 года проект продолжился в Казахстане в сотрудничестве с Astana Hub и образовательным фондом iQanat. В прошлом году стало известно, что InDrive в 2026 году планирует открыть в Алматы некоммерческий университет лидерства inVision U.
В 2023 году Томский предложил Айдыну и Анар Рахимбаевым совместно масштабировать проект «Дом мамы». Для этого при МФЦА был зарегистрирован частный фонд Mother's Home International Foundation. «Дом мамы» уже стартовал в Украине, в прошлом году должен был открыться в Узбекистане и Малайзии.
Подписаться на @Shishkin_like