top of page
Фото автораShishkin_like

Бизнес-империя Данияра Абулгазина


Данияр Абулгазин – один из богатейших бизнесменов страны с состоянием в 380 млн долларов США. Впервые фигурантом рейтинга Forbes.kz он стал ещё десять лет назад, когда возглавлял Комитет нефтегазовой промышленности при президиуме НПП «Атамекен». Сегодня предприниматель уже не входит в руководящий состав бизнес-палаты, но сохраняет должность в Национальном Олимпийском комитете (хоть и вышел из числа его учредителей в феврале этого года).


Данияра Рустэмовича трудно отнести к публичным персонам, однако в минувшем апреле его имя растиражировали многие СМИ – причиной стало щедрое пожертвование пострадавшим от паводков в Костанайской области. Как сообщалось, олигарх из личных средств выделит 1,5 млрд тенге на покупку квартир для 65 семей. Наш редактор Маргарита Бочарова изучила сегодняшние активы Абулгазина и рассказывает, на чём именно он зарабатывает больше всего и какую роль в его коммерческом успехе сыграло (и продолжает играть) государство.

 

По данным из открытых реестров, Абулгазин в личном качестве выступает учредителем или соучредителем 11 компаний, осуществлявших налоговые выплаты за последний год. Если добавить сюда «дочек» и «внучек», бизнесмен оказывается владельцем более чем полусотни действующих фирм. Их финансовое положение сильно разнится: одна, например, уплатила за прошлый год налогов на 9,6 млрд тенге, другая ограничилась 266 тенге. В обзоре мы подробно остановимся на десятке самых прибыльных активов – тех компаниях, которые в 2023 году перевели в органы госдоходов не менее миллиарда тенге.


ТОО «PetroRetail»


Налоги: 42,2 млрд тенге (с 2018 года)


В конце 2018 года компания PetroRetail в рамках программы приватизации приобрела сеть автозаправочных станций «КазМунайГаза». Предметом сделки стали 317 заправок, за которые нацкомпания получила порядка 163 млн долларов США. Сегодня речь идёт уже о 366 АЗС, работающих под брендом Qazaq Oil. Кроме этого, в инфраструктуру компании входят 234 бензовоза, 12 собственных и 23 арендуемых нефтебазы.


PetroRetail занимает особое положение на рынке – по данным Агентства по защите и развитию конкуренции, в 2022 году «КазМунайГаз» гарантированно реализовал в адрес компании 35% своих нефтепродуктов. Также на счету сети Qazaq Oil почти 18 тыс. госконтрактов общей стоимостью свыше 125 млрд тенге. По данным Adata.kz, 57% заключённых договоров предполагали закуп из одного источника, исключив конкуренцию.


Кроме Абулгазина в состав бенефициаров PetroRetail входят Тимур Кулибаев, Раушан Сагдиева, Нуржан Сартбаев, Бауржан Тойбазаров и Дауыл Доматов.


ТОО «Sinooil»


Налоги: 42,3 млрд тенге (с 2015 года)


Sinooil – ещё один лидер среди компаний, реализующих горюче-смазочные материалы на территории Казахстана. По данным с официального сайта, сегодня в республике работает 185 автозаправочных станций под одноимённым брендом. Больше всего АЗС работает в Алматы и Шымкенте, и именно в последнем городе компанию в 2022 году антимонопольщики уличили в создании искусственного дефицита дизтоплива.


Абулгазин владеет сетью заправок совместно с местными (Диас Сулейменов, Адл Ескиндиров) и зарубежными партнёрами. Главным иностранным бенефициаром выступает Китайская национальная нефтяная корпорация (CNPC). Это, в частности, совладелец Шымкентского нефтеперерабатывающего завода и ТОО «Petrosun», крупнейшего оптового реализатора бензина в республике (на 2022 год). Так, участие CNPC в Sinooil приносит очевидные преимущества на самом высоком уровне – например, именно в этой сети реализовывался бензин, произведённый из казахстанской нефти в Китае в 2012-2015 годах.

 

ТОО «Автогаз Трэйд»

 

Налоги: 9,5 млрд тенге (с 2015 года)

 

«Автогаз Трэйд» – ещё одна сеть автозаправочных станций в портфеле Абулгазина. Заправки для премиум-клиентов работают под брендом GasEnergy. Речь идёт о 47 автозаправочных комплексах и 26 газовых станциях, размещённых у партнёров. В 2021 году антимонопольщики Кызылординской области обнаружили участие компании в ценовом сговоре с другими реализаторами сжиженного газа, а в 2022 году «Автогаз Трэйд» оштрафовали на 173,1 млн тенге за антиконкурентные действия уже в Астане.

 

Это не мешает компании тесно сотрудничать с государством – с 2019 года, например, «Автогаз Трэйд» участвует в госпрограмме развития придорожного сервиса на маршруте Западная Европа – Западный Китай. А история компании в 2014 году берёт свое начало с установки газозаправочных моноблоков на заправках ныне ликвидированного ТОО «ҚазМұнайГаз Өнімдері».

 

Абулгазин владеет сетью АЗС совместно с Тимуром Кулибаевым, Раушан Сагдиевой, Тамерланом Нугумановым, Нуржанон Сартбаевым, Бауржаном Тойбазаровым, Дауылом Доматовым, Замирой Аскаровой.

 

ТОО «PTC Holding»


Налоги: 17,4 млрд тенге (с 2016 года)


PTC Holding представляет собой транспортно-логистическую группу компаний, традиционным направлением деятельности которой выступает перевозка нефтепродуктов. В прошлом году мы выяснили, что именно этот холдинг сегодня владеет вагонами-цистернами, ранее принадлежавшими «Казахстан темир жолы». Речь идёт о 4,5 тыс. цистерн, проданных в 2019 году на торгах за 20,3 млрд тенге. В общей сложности парк группы состоит из более чем 12 тыс. вагонов-цистерн.


Местным рынком перевозки нефтепродуктов амбиции холдинга не ограничиваются – компания встроилась в стратегически важный для властей страны Транскаспийский международный транспортный маршрут. В августе 2023 года PTC Holding начало строительство портового терминала в грузинском Поти. Его запуск запланирован на третий квартал 2024 года.


Партнёрами Абулгазина по этому бизнесу являются Тимур Кулибаев, Раушан Сагдиева, Нуржан Сартбаев, Бауржан Тойбазаров, Дауыл Доматов, Тимур Карабаев и Диана Байтасова.

 

ТОО «PTC Operator»


Налоги: 25 млрд тенге (с 2019 года)


PTC Operator – дочерняя компания ТОО «PTC Holding», которая управляет подвижным составом всей группы и специализируется на нефтехимических и нефтеналивных грузах. Как указано на сайте холдинга, его вагоны-цистерны перевозят по Казахстану 97% нефтепродуктов первичного производства. При таком положении неудивительно, что PTC Operator успешен в системе закупок: только в этом году компания заключила контрактов на 10 млрд тенге с «КазМунайГазом» и его авиатопливным подразделением.


Одновременно с этим PTC Operator успешно судится с «дочками» нацкомпании. В феврале этого года суд удовлетворил иск (апелляция оставила решение в силе)  о взыскании 316,5 млн тенге с Шымкентского нефтеперерабатывающего завода за «сверхнормативное пользование вагонами». Судью не убедили доводы представителей НПЗ о том, что предприятие не имеет договорных отношений с грузополучателем и поэтому не может отвечать за своевременный слив груза на станции назначения.

 

ТОО «PTC Cargo»


Налоги: 2,8 млрд тенге (с 2021 года)


Это подразделение PTC Holding занимается железнодорожными перевозками крупнотоннажных контейнеров по территориям Китая, России, Европы, Центральной Азии, Турции и Грузии. Для этого в управлении компании есть 800 фитинговых платформ и более 2 тыс. контейнеров. Кроме этого, PTC Cargo управляет терминалом на станции Достык близ казахстанско-китайской границы (ТОО «Dostyk Transterminal»). Он заработал в 2021 году, спустя год была введена в эксплуатацию вторая очередь, к 2025 году планируется и третья очередь.


Инвестиции в строительство новой железнодорожной инфраструктуры на границе составили 23,5 млрд тенге. Руководство холдинга настаивает, что в проект не было вложено бюджетных средств. В начале года Абулгазин с партнёрами открыли на границе с Китаем ещё один терминал – Dostyk Storage обошёлся бизнесменам в 2,8 млрд тенге. Он заточен под сквозное складирование и в годовом выражении должен увеличить грузооборот с соседом с 1 до 3 млн тонн.

 

ТОО «РТИ-АНПЗ»

 

Налоги: 22,9 млрд тенге (с 2015 года)

 

«РТИ-АНПЗ» отвечает за работу сданного в 2017 году и пока единственного подъездного пути к Атыраускому нефтеперерабатывающему заводу и обслуживает построенную тогда же ж/д станцию «Промышленная». Проект стоимостью 28,3 млрд тенге был реализован благодаря займу «Народного банка». Прошлый год компания закончила с чистой прибылью в 6,7 млрд тенге, указано в отчётности АНПЗ, владеющего 30-процентной долей проекта.

 

«РТИ-АНПЗ» как компания-монополист регулярно попадает под проверки Агентства по защите и развитию конкуренции. За нарушение антимонопольного законодательства только в прошлом году она выплатила штраф в размере 485 млн тенге. В целях демонополизации руководство завода планирует восстановить прежний путь к предприятию, а также расположенную на нём станцию «Акжайык».

 

Кроме Абулгазина и «КазМунайГаза» бенефициарами проекта выступают Тимур Кулибаев, Раушан Сагдиева, Нуржан Сартбаев, Бауржан Тойбазаров, Дауыл Доматов, Тимур Карабаев, Диана Байтасова и Айжан Жилкибаева.

 

ТОО «Petroleum»


Налоги: 18,7 млрд тенге (с 2015 года)


Petroleum – материнская компания для ТОО «РТИ-АНПЗ», а также оператор трёх промывочно-пропарочных станций в Атырау, Павлодаре и Шымкенте близ расположенных там нефтеперерабатывающих заводов. Речь идёт о трёх отдельных юрлицах, совокупные налоговые отчисления которых за прошлый год превысили 2,1 млрд тенге. Как минимум два из них – ТОО «Ертыс Сервис» и ТОО «Казыкурт-Юг» – достались Абулгазину и партнёрам в рамках приватизации активов «Казахстан темир жолы». Как мы уже писали, общая стоимость двух сделок в 2014 году едва превысила 1,6 млрд тенге.

 

Нацкомпания, к слову, судилась с ТОО «Petroleum» и в 2022, и в 2023 годах, однако дела не касались возврата активов государству. Предметом разбирательств стали инциденты, происходившие в пути с принадлежащими компании вагонами. В обоих случаях «КТЖ» пыталась взыскать с собственника проблемных вагонов ущерб, и один раз – когда гарантия производителя уже истекла – это даже удалось (2,4 млн тенге).

 

ТОО «ТТТ Сервис»

 

Налоги: 12,3 млрд тенге (с 2015 года)

 

«ТТТ Сервис» – одна из 48 частных компаний, имеющих лицензию на железнодорожные грузовые перевозки. Её собственный парк состоит из 66 электровозов, магистральных и маневровых тепловозов. В 2019 году компания стала одной из двух, кому в рамках пилотного проекта «Казахстан темир жолы» дал доступ к магистральной железнодорожной сети страны. Это следует из отчёта антимонопольного ведомства за 2022 год.

 

Несмотря на такую удачу, пока компании не удаётся занять значительную долю рынка, на котором почти безраздельно доминирует «КТЖ – Грузовые перевозки», и «ТТТ Сервис» продолжает работать на определённых выделенных участках. Более того, «КТЖ – Грузовые перевозки» выступают основным заказчиком компании в рамках закупок, с 2021 года стоимость контрактов составила уже 4,5 млрд тенге.

 

Партнёры Абулгазина по этому бизнесу – Тимур Кулибаев, Раушан Сагдиева, Тимур Карабаев, Тамерлан Нугуманов, Нуржан Сартбаев, Бауржан Тойбазаров, Дауыл Доматов и Юрий Насонов.


ТОО «SilkWayTransit»


Налоги: 5,1 млрд тенге (с 2016 года)


SilkWayTransit – материнская компания для ТОО «ТТТ Сервис» и ещё двух предприятий. ТОО «Loco-Center» специализируется на ремонте локомотивов, располагает тремя сервисными центрами и двумя производственными участками. Благополучие компании находится в прямой зависимости от «КТЖ – Грузовые перевозки»: до 2027 года между партнёрами будет действовать долгосрочный контракт на ремонт и сервисное обслуживание 74-х маневровых тепловозов. Стоимость договорённости в открытых источниках нам найти не удалось.

 

Другое дочернее предприятие – ТОО «Даста-Р» – занимается производством фильтров для локомотивов, резинотехнических изделий, а также ремонтирует автосцепные устройства. В мае прошлого года стало известно, что SilkWayTransit может стать партнёром китайской компании, планирующей построить в Алматинской области собственный локомотивосборочный завод. Детали договорённости не озвучивались.

__________


Помимо перечисленного, Абулгазин имеет долю в компании, занимающейся международными автоперевозками (Rail Jet Logistics), вложил деньги в строительство нескольких центров настольного тенниса, развивает сеть электрозарядных станций Qazaq Energy Charge, владеет IT-компанией, разработавшей приложение Vlife, а также входит в число учредителей эндаумент-фонда РФМШ (вместе с Ерболатом Досаевым, Бериком Каниевым, Вячеславом Кимом и Талгатом Ахсамбиевым).

 

Супруга Данияра Абулгазина, Айдан Сулейменова, тоже фигурирует в списках местного Forbes, но в качестве рантье. По данным издания, годовая выручка её коммерческих площадей в прошлом году достигла 4,3 млрд тенге. Её бизнес практически не соприкасается с делами мужа, она в основном работает с супругами Кулибаевыми. Мы обнаружили лишь одну компанию, в составе учредителей которой числится и Абулгазин, и Сулейменова, – это инвестиционная компания ADD Capital с чрезвычайно скромными налоговыми отчислениями (7,6 млн тенге в 2023 году). Её дочернее Petrolex Group до середины 2022 года владело 49% ТОО «Petrosun», крупнейшего оптового продавца бензина в Казахстане. Теперь эта доля перешла к «КазМунайГазу».


Подписаться на @Shishkin_like


Похожие посты

Смотреть все
bottom of page