top of page

Благими намерениями вымощена… дорога в село

Фото автора: Политпросвет.kzПолитпросвет.kz

На развитие села выделяются сотни миллиардов тенге, принимаются и утрачивают силу государственные программы, а проблемы остаются. Сельское хозяйство остается низкопроизводительным, механизм предоставления кредитов не всегда учитывает сельскую специфику, доступ к питьевой воде по-прежнему есть не у всех, зарплата ниже, чем в городе, а уровень бедности находится на уровне примерно 7 процентов.

 

Доля сельского хозяйства в ВВП страны находитсяв пределах всего 5,4-5,2 процента. И это при том, что в стране насчитывается 6 295 сельских населенных пунктов, в которых проживает 38,2 процента населения страны или 7,5 млн человек. Из них в сфере сельского хозяйства работают около 3-4 млн человек. Так на что же уходят выделенные миллиарды?

 

Наш автор Мадина Алимханова изучила материалы, касающиеся новых проектов, презентованных правительством (министерствомнациональной экономики - «Ауыл – Ел бесігі», и минсельхозом - «Ауыл Аманаты»), которыедолжны стать основой принятой в марте этого года «Концепции развития сельских территорий Республики Казахстан на 2023 – 2027 годы». Кроме того, она поговорила о проблемах села с заместителем председателя партии «Ауыл» Николаем Арсютиным, который оптимизма правительства по поводу развития села не разделяет.

 

Проекты «Ауыл – Ел Бесігі» и «Ауыл Аманаты»: финансирование и реализация

 

26 апреля 2023 года министр национальной экономики Алибек Куантыров доложил в мажилисе о ходе реализации проекта «Ауыл – Ел Бесігі». По его словам, для реализации проекта было отобрано 3,5 тыс. сел с большим потенциалом развития, в которых проживает 89 процентов сельских жителей.

 

- За 2019-2021 годы было выделено 206 млрд тенге и реализованы более 2,6 тысячи проектов. Это позволило модернизировать 250 объектов жилищно-коммунального хозяйства, 676 – социальной и более 1,7 тыс. транспортной инфраструктуры, - сказал Куантыров.

 

По его словам, в 2022 году на реализацию 914проектов в 492 сёлах с потенциалом развития было выделено 100,5 млрд тенге. Из них 55 проектов - в сфере жилищно-коммунального хозяйства, 313 - проекты социальной инфраструктуры и 506- транспортной инфраструктуры (внутрипоселковые дороги). Кроме того, Куантыров заверил, что для решения инфраструктурных вопросов на селе до 2027 года будет выделено еще 670 млрд тенге.

 

Однакодепутат Альберт Рау озвучил в мажилиседругие данные. По его информации, на 1 января 2022 года программа коснулась только 665 сел, то естьей было охвачено всего 18 процентов отобранных для ее реализации населенных пунктов. Остальные 80 процентов придется реализовывать за оставшиеся 4 года.

 

На программу «Ауыл Аманаты» в 2023 году предусмотрено 100 млрд тенге. Предполагается,что это позволит выдать более 17 тыс. льготных микрокредитов сельскому населению под 2,5процента и создать свыше 18 тысяч рабочих мест на селе.

 

В целом за 7 лет на программу планируется направить до 1 трлн тенге. Программа должна привести к созданию 350 тыс. рабочих мест и улучшить жизнь как минимум 1 млн сельчан.

 

Однакоагроэксперты уже подвергли критикереализацию едва начавшейся программы. По их мнению, «Ауыл Аманаты» не учитывает целый ряд важных факторов. В частности, климатические, демографические условия разных регионов,  проблему хранения и реализации полученной сельхозпродукции и сам механизм предоставления кредитов.

 

Депутат мажилиса, заместитель председателя партии «Ауыл» Николай Арсютин полагает, что проблема с финансированием сельскохозяйственных предприятий на самом деле намного серьезнее.

 

- На сегодня, кроме перевода земель из одной категории запаса в другую, и кроме наименования, в основном ничего не меняется. По-прежнему нет доступа к долгим и дешёвым деньгам. У нас везде монополия, и на банковское обслуживание в том числе. Как говорится, чужакам у нас не место, а свои думают только о себе и о своей доходности. Пора отходить от той бизнес-модели, где есть субсидирование. Это пустая трата денег в никуда. Проще при таком подходе тратить их напрямую на развитие бизнеса, который потом передавать в доверительное управление местным органам управления. По крайней мере, в этом случае будет спрос за неэффективное управление, и будет видно,на что пошли деньги, - сказал он.

 

Водоснабжение сельских территорий

 

Еще одна серьезная проблема сельских регионов – это вода. На проект «Ак-булак» в 2011-2020 годах было выделено 951,5 млрд тенге. Целью было обеспечить чистой питьевой водой 100 процентов малых городов и 80 процентов сел. В 2018 году обеспеченность населения централизованным водоснабжением на селе составляла 84,4 процента, в городах - 94,5 процентов. Как заявляют авторы Концепции, в 2020-2022 годы доступ к услугам водоснабжения увеличился с 90,1 процентов до 94,5 процентов. Депутат Арсютин этого оптимизма не разделяет.

 

- Если электричество есть практически и повсеместно везде, за исключением отгонных точек для выпаса скота (хотя это не заслуга нашего правительства, а ещё отголоски того советского государства), то насчёт воды, конечно, все сложнее. За 30 лет независимости мы до сих пор не можем обеспечить чистой питьевой водой не только села, даже не во всех городах есть к ней доступ и наличие источников такой воды. По отчетам исполнение планов правительства у нас, как всегда,на все 100 процентов, а иногда и более. Но по факту больше 50 процентов скважин, пробуренных для извлечения чистой питьевой воды, а также инфраструктуры находятся в режиме консервации ввиду отсутствия необходимости из-за высокой себестоимости воды на конечном этапе. Если сложить все расходы на получение одного куба воды в тариф, то цена будет минимум 6 тыс. тенге за куб. Для аула это неподъемная стоимость. Поэтому программа «Ак-булак» - изначально провальный, непродуманный проект с благими намерениями, - считает Николай Арсютин.

 

Кстати, впервые программа по обеспечению казахстанцев чистой питьевой водой была принята еще в 1998 году. Называлась она «Питьевые воды», а ее целью было довести уровень водоснабжения до 80 процентов к 2010 году. Программа охватывала 7231 населенный пункт, 174 поселка и86 городов и малых городов. На реализацию программы было затрачено порядка 2 млрд долларов.

 

Обеспечить казахстанцев водой обещает и программа «Нурлыжер»  на 2020-2025 годы. На нее уже было выделено 111,5 млрд тенге. Программа обещает к 2025 году полностью обеспечить водой все население страны.

 

Отток населения из аулов и что с этим делать

 

Помимо воды, в сельской местности до сих пор не полностью решены проблемы плохих дорог, доступа к интернету, нехватки специалистов, в том числе в области здравоохранения и образования.

 

Не удивительно, что молодежь после получения образования не хочет возвращаться в сельскую местность. 1 июля 2009 года была запущена государственная программа «С дипломом в село». Она предусматривала выплату подъемного пособия в размере 100 МРП, а также получение очень льготного кредита на приобретение или строительство жилья в сумме, не превышающей 1500 МРП, зато под 0,01 процента годовых.

 

В принятой в 2019 году (и утратившей силу в 2022) Государственной программе развития регионов на 2020-2025 год отмечалось, что по итогам 2018 года размер заработной платы работников в сельской местности составлял 72,5 процентов от городских (117,7 тыс. и 162,3 тыс. тенге соответственно); уровень бедности на селе - 6,7 процентов, в городе - 2,5 процентов.

 

За последующие годы картина изменилась не сильно. В первом квартале 2023 года медианная заработная плата в стране составила 225 736 тенге,а в сельском хозяйстве – всего 179 388 тенге.

 

Отток населения из сельской местности признают даже авторы Концепции развития сельских территорий Республики Казахстан на 2023 – 2027 годы:

 

«Несмотря на высокую рождаемость, обеспечивающую расширенное воспроизводство сельского населения, сохраняется тенденция роста миграционного оттока из сельских территорий. Так, по итогам 12 месяцев 2022 года отрицательное сальдо миграции в сельской местности составило 67 тыс. чел. (в 2020 году – 81,3 тыс. чел., в 2021 году – 77,3 тыс. чел.)».

 

По мнению Николая Арсютна, решать проблемы необходимо в финансовой плоскости.

 

- Как все изменить? Наверное, нужен комплексный подход. Раз уж на сегодня у всех и практически во всем просматривается только финансовый стимул, то и смотреть на решение проблемы надо в этой плоскости. Создание рабочих мест, исходя из местных реалий, то есть какой бизнес там будет к месту. Вообще, конечно, в деревне должен быть один сильный хозяин, который будет основой и даст работу для остальных. На сегодня в одиночку запуск масштабного кластера в виде проекта никто не осилит, нужно участие государства. Пора понять, что продуктовая безопасность - это вопрос, который требует безотлагательного решения, - уверен депутат.

 

Концепция предполагает ряд мероприятий по финансированию несельскохозяйственного бизнеса. Кроме того, в крупных селах планируется развивать альтернативные виды деятельности, такие как услуги, ремесленничество, народные промыслы, агро-, этно- и экотуризм и т.п. На это дело даже обещают государственную поддержку.

 

Предполагается, что к 2027 году доля сельского населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума, снизится с 7,3 до 5,8 процента, уровень безработицы – с 4,9 до 4,2 процента, доступ к интернету получат уже 97 процентов сельчан, а доля дорог областного и районного значения в «нормативном состоянии» повысится с 86 до 91,7 процента.

 

Но это, конечно же, только в том случае, если все программы и концепции сработают как задумано.

 

Подписывайтесь на https://t.me/politprosvet_kz

Похожие посты

Смотреть все
bottom of page