Во всем мире в футбол играют для зрителей. Поэтому «Дядя Ваня» не стал делать из игры культа и подсчитал: сколько в 2024 году в среднем израсходовано акиматовских и квазигосударственных денег для привлечения на трибуны среднестатистического фаната в разных уголках нашей страны.
Ориентировочный бюджет отечественных клубов известен – около 30,6 млрд тенге. Сколько болельщиков посетили домашние матчи в течение сезона на днях опубликовали в казахстанских СМИ. Поэтому определить затраты отечественных клубов на привлечение одного среднестатистического болельщика, задача из разряда элементарных. Конечно, полученные цифры – условные. Тем не менее, по ним можно судить: в каких регионах страны фанаты больше всего любят футбол. И они идут на трибуны, даже несмотря на то, что их команды не блещут в национальном первенстве.
Как подсчитал «Дядя Ваня», нынешний футбольный сезон стал рекордным по объемам затрат на среднестатистического зрителя. Напомним, что в прошлом году этот показатель составил по всем командам премьер-лиги составил 39,6 тысяч тенге. По итогам завершившегося первенства страны коэффициент вырос до 95,7 тысяч!
Дело в том, что в нынешнем сезоне сразу 5 казахстанских клубов, из-за проблем с собственной инфраструктурой, пришлось проводить поединки в других городах. Больше всего кочевали столичные клубы. ФК «Женис» из 12 домашних матчей 2 провел в Павлодаре (7 марта и 10 ноября), остальные 10 - в Караганде. ФК «Астана» на время перебрался в Алматы. 7-кратные чемпионы страны 11 поединков отыграли на «Хан Тенгри» и только эпичную дуэль против «Актобе» организовали на Центральном стадионе Алматы.
Естественно, кочевки из одного города в другой в худшую сторону отразились на посещаемости матчей, в результате чего вырос среднестатистический коэффициент затрат на одного болельщика. Например, в прошлом году самой «дорогой» командой сезона оказалась «Астана» - 112,4 тысячи тенге. В завершившемся первенстве РК самый титулованный клуб превысил предыдущий рекорд в аж 2,2 раза – 249,3 тысячи тенге. Самое интересное, что по этому показателю «Астана» заняла в первенстве страны… второе место!
В лидеры выбился возрожденный столичный «Женис». Напомним, что клуб в 2024 году выиграл 5 тендеров на развитие футбола в городе на общую сумму 1,59 млрд тенге. 12 домашних матчей, которые проводились в Павлодаре и Караганде, посетили 3 049 зрителей. Итого, КПД столичного клуба в завершившемся сезоне составил рекордные 521,4 тыс тенге.
Финансово-зрительский КПД команд казахстанской премьер-лиги в домашних матчах в 2024 году:
«Женис» — 521,4 тыс (3 049)
«Астана» — 249,3 тыс (20 051)
«Кызылжар» — 74,6 тыс (26 800)
«Туран» — 57,4 тыс (24 175)
«Ордабасы» — 56 тыс (94 573)
«Кайсар» — 48,7 тыс (33 450)
«Жетысу» — 47,3 (29 349)
«Тобол» — 41,6 тыс (39 370)
«Атырау» — 40,2 тыс (47 200)
«Актобе» — 36,2 тыс (125 300)
«Шахтёр» — 33,8 тыс (35 500)
«Елимай» — 31,6 тыс (74 000)
«Кайрат» — 6,1 тыс (121 603)