Братья Шагировы и их дорога в порт
- Shishkin_like
- 20 мар.
- 6 мин. чтения

На прошлой неделе суд вернул в госсобственность участок железной дороги между станцией Мангышлак и морским портом Актау. До этого владельцем 18-километрового отрезка было АО «Каскор-Транссервис». Речь идёт о подъездном пути, который является единственной возможностью для грузооборота с портом. Собственники таких «последних километров», как правило, взимают с перевозчиков в разы больше, чем те заплатили за всё пройденное до этого расстояние.
О существующей проблеме президент Касым-Жомарт Токаев в очередной раз напомнил вскоре после январских событий. «Много раз брались за решение данного вопроса, но всякий раз ведомственные, частные интересы брали верх», — заметил тогда он, поручив правительству поставить в вопросе точку. При этом если сначала власти энергично занялись принудительным снижением тарифов, то потом переключились на возвращение путей в госсобственность.
Сотни железнодорожных отрезков начали возвращать в 2022 году в ходе расследования дела вокруг Кайрата Сатыбалды, и только к середине прошлого года этот процесс завершился. Параллельно разворачивалась и борьба за отрезок у Каспийского моря, принадлежащий «Каскор-Транссервису». Наш редактор Маргарита Бочарова рассказывает о приватизации компании, её нынешних владельцах и отношениях с властями в последние три года (спойлер: она вышла победителем из всех судебных споров 2022-2023 годов).
Полный переход в частные руки
«Каскор-Транссервис» работает на базе железнодорожного цеха, построенного ещё в 60-х годах прошлого века при Прикаспийском горно-металлургическом комбинате. В 1992 году советский промышленный гигант был акционирован, а затем и его «дочки» ушли в частные руки.
В конце 90-х «Каскор-Транссервис» был почти поровну поделен между его работниками с одной стороны и государством (дочерняя структура НК «КТЖ» и ЗАО «Торговый дом «КазМунайГаз») с другой, сообщил журналистам бывший член совета директоров компании Жаксыбек Кулекеев. Дальше состав акционеров стал меняться, а государственные доли уменьшались, пока окончательно не исчезли.
Согласно аудиторским отчетам, в 2015 году свою долю компании (14,1%) реализовала НК «КТЖ» — за 576 млн тенге. В то время во главе нацперевозчика стоял Аскар Мамин. Мы писали о том, как в результате второй волны приватизации, стартовавшей в 2014 году, многочисленные активы «КТЖ» перешли к Тимуру Кулибаеву, Нурали Алиеву, Кайрату Сатыбалды и родственникам Патоха Шодиева.
В 2018 году от своих 13% избавилось и АО «КазМунайГаз – Переработка и маркетинг». В ноябре того года председателем правления нацкомпании стал Алик Айдарбаев. Он заменил на этом посту Сауата Мынбаева, при котором и началась продажа актива. Стартовая цена для торгов была установлена на уровне 565 млн тенге.
Обе доли от государства перешли к ТОО «Terminalex». В 2015-2018 годах компания занималась добычей сырой нефти и природного газа и принадлежала Канату и Ахану Шагировым, Наталье Тигай и юрлицу, которое сейчас признано банкротом. Те же люди и сегодня остаются не только главными бенефициарами «Terminalex», но и «Каскор-Транссервис».
По состоянию на 2022 год «Terminalex» владела 31,6% акций «Каскор-Транссервис». Напрямую Канату Шагирову принадлежало 16,5% голосующих акций. Он же выступает одним из двух учредителей ТОО «MEL», контролирующего еще 21,9% акций. 10-процентной долей через ТОО «Alcazar LTD» распоряжается его младший брат Ахан Шагиров.
Бизнесмены Шагировы
На 47-летнего Ахана Шагирова записаны три компании. Одна из них работает в Алматы в сфере перевозок, логистики и складирования; другая в Атырау владеет и управляет кулинарией-столовой; а третья в Актау занята в области морского пассажирского транспорта. Самой процветающей из них можно считать первую: с 2015 года «Alcazar LTD» перевела налоговикам порядка 744 млн тенге.
Шагиров-младший – не публичная персона, и одно из немногих его появлений в СМИ связано с «панамагейт» 2016 года. Журналисты обнаружили его имя среди казахстанских фигурантов оффшорных списков. В Панамском архиве он, в частности, значится как бенефициар зарегистрированной на Британских Виргинских островах в 2007 году Gartona Corporation.
В Казахстане же вместе с братом Канатом Шагировым и Индирой Шагировой он также владеет жилищно-строительным кооперативом «Таулы Аспан». Компания занимается строительством жилых комплексов и коммерческих объектов. Одним из последних её проектов стал скандальный ЖК «Горное солнце». Это именно тот жилой комплекс, который в ходе своего визита в Алматы в 2016 году раскритиковал экс-президент Нурсултан Назарбаев. В итоге два верхних этажа из шести были демонтированы.
50-летний Канат Шагиров, по данным Adata.kz, входит в состав учредителей 12 разных компаний. Они зарегистрированы в Алматы, Астане, Атырау и Актау. Судя по налоговым отчислениям с 2015 года, к самым крупным активам бизнесмена можно отнести ТОО «Oil Reloading Corp» (2,8 млрд тенге; добыча нефти и газа), ТОО «Terminalex» (1,08 млрд тенге; хранение нефти), ТОО «Каспий Шиппинг» (1,06 млрд тенге; аренда водного транспорта и оборудования).
Шагиров частично владеет и несколькими медийными активами. Два юрлица связаны с «Авторадио Казахстан», которое вещает в 30 населенных пунктах республики. Еще в 20 городах работает «Народное радио», которое тоже входит в портфель предпринимателя. Кроме этого, Шагиров — известный гонщик, один из учредителей сразу трех общественных объединений, связанных с автомотоспортом. Их участником также является Марат Абыкаев, сын некогда влиятельного политического деятеля Нуртая Абыкаева. Еще одной общественной нагрузкой для Шагирова выступает «Дом мамы» в Актау.
Вместе с тем, в этом году имя Шагирова успело громко прозвучать в судебном процессе по делу о земельных махинациях в Алматы. В нем он фигурировал вместе со своим деловым партнером, депутатом Алматинского маслихата Амиржаном Набиевым (подробнее о нём читайте тут).
Как пишет BES.media, государство выкупило четыре земельных участка, переплатив 4,2 млрд тенге доверенным лицам Набиева и Шагирова. Последний в прошлом был одним из совладельцев подконтрольных депутату «Атрикс-Строй» и «Атрикс-Строй Инвест». В 2020 году Шагиров, к слову, пробовал себя в качестве кандидата в депутаты на выборы в алматинский маслихат от партии «Nur Otan» (ныне Amanat).
Антимонопольное разбирательство
Из доступных судебных документов следует, что «Каскор-Транссервис» с 2005 года официально является субъектом естественных монополий. В 2020 году приказом местного департамента комитета по регулированию естественных монополий были утверждены тарифы на услуги предоставления подъездного пути до 2024 года включительно.
28 января 2022 года — после совещания с участием заместителя премьер-министра Романа Скляра — в адрес компании направили письмо для пересмотра уровня тарифов. В результате с 1 февраля 2022 года цены на услуги предоставления путей для проезда «Каскор-Транссервис» понизил до уровня НК «КТЖ», однако на этом проблемы для монополиста не закончились.
В феврале того же года против компании начали расследование по подозрению в установлении монопольно высокой цены в период 2020-2022 годов. Основанием для него стало обращение «Зернового союза Казахстана», а предметом — услуга по подаче и уборке вагонов. В результате суд дважды встал на сторону «Каскор-Транссервис» и признал действия антимонопольщиков незаконными.
В мае 2022 года продолжилась борьба за снижение тарифов: регулятор внёс изменения в свой же приказ от 2020 года, снизив предельный уровень тарифов для «Каскор-Транссервис» сразу почти на 95%. Компания подала в суд, который вновь дважды поддержал монополиста и отметил, что снижение цены произошло без учёта допустимого уровня прибыли и сравнительного анализа затрат на оплату труда.
Публично тогда заявляли и о фактах предоставления компанией потребителям неравных условий при оказании равнозначных услуг, однако в Судебном кабинете мы не нашли подтверждающих это документов.
Магистральная железная дорога
Последний этап противостояния между властями и частником начался в прошлом году. В начале марта в публичном доступе появился проект приказа Минтранспорта, в котором предлагалось отнести к магистральным путям (по закону они должны быть под контролем государства) те самые участки, которые принадлежат «Каскор-Транссервису» и связывают станцию Мангышлак и порт Актау. В ответ компания развернула широкую информационную кампанию.
В том же марте в сети появилось открытое обращение к главе государства от сотрудников, опасавшихся сокращения и банкротства. СМИ тогда цитировали слова председателя правления «Каскор-Транссервис» Алтая Борашева о том, что непрозрачные действия Минтранспорта не только приведут к краху компании, но и поставят на грань срыва переговоры по привлечению иностранных инвестиций. Спикер также подчеркивал, что ведомство никогда ранее не обращалось в компанию с предложениями о ГЧП или выкупе собственности.
К делу подключили и депутатов мажилиса. Аскар Садыков от «Ак Жол» заявил, что железножнодорожные пути «Каскор-Транссервис» могут быть «незаконно захвачены теперь со стороны «КТЖ». По его словам, подъездные пути были признаны магистральными исключительно в целях рейдерского захвата в интересах нацкомпании. Он напомнил, что исторически имущество частной компании никогда не принадлежало нацперевозчику: это 150 км подъездных путей, 54 км станционных путей, локомотивное депо, депо по ремонту вагонного парка, колесно-роликовый цех, поверочная лаборатория и 14 локомотивов.
Премьер-министр Олжас Бектенов в своём ответе на запрос депутатов подчеркнул, что железнодорожные пути «Каскор-Транссервис» имеют явные признаки магистральной сети и не могут подлежать приватизации. Кроме этого, глава Кабмина отметил, что компания представляет собой «непродуктивного посредника в международных цепочках поставок», из-за действий которой необоснованно возрастает конечная стоимость доставки грузов до порта Актау.
Прецедент Сатыбалды
Племянника экс-президента задержали в марте 2022 года, и уже в апреле по договору дарения к государству перешли 100% акций АО «Центр транспортного сервиса» (ЦТС), на балансе которого находились сотни железнодорожных подъездных путей. Как пишут в СМИ, центр был под государственным контролем вплоть до 2015 года, когда за 1,7 млрд тенге был продан связываемому с Сатыбалды ТОО «Темір Триумф». О его активах мы подробно рассказывали ранее (раз, два, три, четыре).
В мае стало известно, что на основании ходатайства «КТЖ» генеральный прокурор опротестовал решения судов, в том числе, о передаче на баланс ЦТС 629 путей. В июле СМИ сообщили, что в отношении Сатыбалды ведется расследование по подозрению в растрате и хищении денежных средств ЦТС. Уже в сентябре 2022 года его признали виновным и приговорили к шести годам заключения за хищение 28 млрд тенге у центра. Условные сроки (также по шесть лет) тогда же получили бывшие председатель совета директоров Марат Мухамбеджанулы и президент ЦТС Гайни Бекетов.
В сентябре прошлого года Сатыбалды вышел на свободу: суд не с первого раза, но всё-таки удовлетворил его прошение об условно-досрочном освобождении. Пока он оставался под арестом и в заключении, а также участвовал в судебных процессах, он вернул государству активов и денежных средств на более чем 700 млрд тенге.
Подписаться на @Shishkin_like