Сколько денег собирается потратить государство на привлечение туристов в Казахстан
На прошлой неделе телеграм-канал «ФБРК» рассказал, что власти Алматы планируют потратить 90 млн тенге на визит 50-ти зарубежных блогеров. По сравнению с прошлым годом аппетиты у акимата выросли: тогда приглашали 30 блогеров и выделили на это 60 млн тенге.
По мнению чиновников, такие мероприятия повышают узнаваемость города и развивают туристский потенциал. Звучит красиво, однако происходит ли это на самом деле – сказать трудно, как и измерить реальную эффективность таких медиакампаний. Коллеги из Factcheck.kz ещё в прошлом году задавались вопросом, насколько такие траты способствуют росту турпотока в страну, и окупаются ли за счёт рекламы у иностранных блогеров. Ведь государство предоста
вляет очень мало статистики по этому поводу.
По данным Министерства туризма и спорта, с января по сентябрь 2023 года Казахстан посетили 834,9 тыс. иностранных туристов. Больше всего – из России (356 тыс.), второе место заняли китайцы (75 тыс.), на третьем месте – гости из Турции (41 тыс.). Можно ли всех этих людей назвать туристами в классическом понимании – большой вопрос. К примеру, осенью 2022 года туристический поток в Казахстан из России вырос из-за объявления там частичной мобилизации, и многие россияне посетили нашу страну транзитом, выезжая в дальнее зарубежье.
Наш автор Ольга Настюкова зашла на сайт госзакупок и проверила, сколько государство (и в особенности город Алматы) собирается потратить на туристический имидж, блог-туры и рекламу Казахстана за рубежом в 2024 году. В процессе изучения документов выяснилось, что в этом году чиновники ставят перед собой нелёгкую и амбициозную задачу – привлечь в Казахстан отдыхающих из Катара, ОАЭ и стран Европы.
Около 2 млрд тенге (4,4 млн долларов) потратит акимат Алматы на продвижение туристского продукта города в 2024 году. Половина суммы направлена на продвижение на международном рынке (имиджевые мероприятия), ещё столько же – на продвижение внутри государства. Закупка в обоих случаях проходила из одного источника путем прямого заключения договора, техспецификация в этом случае на сайте госзакупок не публикуется.
Заказчик услуги – управление туризма Алматы, поставщик – Бюро по туризму Алматы (Almaty Tourism Bureau). Бюро создано на базе работающего с 2017 года Туристского информационного центра Алматы, его учредителем является сам акимат.
Об особенностях заключения таких контрактов мы рассказывали в материале «Как министерства тратят миллиарды». Вкратце – законодательство позволяет ведомствам в некоторых случаях «закупаться» у одного поставщика, минуя тендер, в соответствии со статьей 39 закона «О госзакупках».
Кстати, Министерство туризма и спорта РК тоже делает закупки из одного источника, связанные с развитием «туристского потенциала». К примеру, ведомство заказало у Национальной компании Kazakh Tourism три услуги:
- Анализ туристского потенциала Республики Казахстан – 202,5 млн тенге;
- Инфотуры для международных и казахстанских СМИ, блогеров, представителей турбизнеса – 155 млн тенге;
- Проведение Международного клуба журналистов-лыжников (The Ski Club of International Journalists) – 101 млн тенге. Мероприятие проходит с 3 по 10 марта на Шымбулаке, в нём участвуют 150 журналистов-лыжников из 30 стран. Как писали на сайте клуба, гостей ждёт большая культурная программа – экскурсии в этнодеревню гуннов, на винодельни, поездка в Туркестан и Шымкент, осмотр древнего города Отырар. Заселили участников в отелях Hilton и Oi-Karagai Resort.
Блог-туры
Несколько тендеров объявило Бюро по туризму Алматы. Среди них та самая закупка услуг по организации пресс-туров для 50 иностранных блогеров за 90 млн тенге. Власти хотят пригласить блогеров из ОАЭ, Саудовской Аравии, Турции, Катара, Великобритании, Германии, Франции, Италии, Испании, Сингапура, Южной Кореи, Китая и Малайзии. Согласно техспецификации, они должны быть пользователями Instagram, Facebook, YouTube, TikTok и Weibo. У каждого должно быть не менее 300 тыс. подписчиков, а охват аккаунтов составлять не менее 500 тыс. пользователей. Для блогеров организуют перелёт в оба конца, разместят в 4-х или 5-звёздочном отеле, предоставят комфортабельный автомобиль, двухразовое питание, переводчиков, вручат памятные подарки и выплатят каждому гонорар по 1000 долларов.
Ещё один тендер от Бюро – на услуги по проведению PR-мероприятий с бюджетом 42,65 млн тенге. В течение года исполнитель должен организовать экскурсии для 50-ти лидеров общественного мнения – блогеров, музыкантов, артистов и прочих медийных личностей. Их ждет 3-дневная культурная программа, размещение в 4-5-звёздочных отелях и передвижение на автобусах премиального туристского класса.
Управление туризма Алматы объявило конкурс на организацию трёх рекламно-информационных туров в Казахстан для зарубежных туроператоров из Турции, ОАЭ, Катара, Китая, Саудовской Аравии, Сингапура, Великобритании и других стран. Стоимость – 80,4 млн тенге. Подробно об этой закупке писал телеграм-канал «Черный лебедь, рак и щука». Гостям оплатят авиаперелет, проживание в отеле с завтраком, организуют трехразовое горячее питание, подарят сувениры. За пять дней гости побывают на обзорной экскурсии по Алматы, увидят Поющий бархан, озеро Кольсай, Чарынский каньон и др.
Всего на экскурсионное обслуживание в течение 2024 года власти Алматы выделили 107 млн тенге. Примечательно, что этот тендер выиграло ТОО «Taraz Best Kor», зарегистрированное в Астане. Ранее у компании было три договора в рамках госзакупок: она поставляла сантехнические материалы, блоки межкомнатных дверей и автозапчасти на ГАЗ-53 для Аягузской районной эксплуатационной части МО РК.
Сувениры
44 млн тенге власти Алматы выделили на подарки и сувениры для гостей города. Победитель этого тендера уже известен, им стало ТОО «EMD-group». Дарить будут, цитируем:
- часы из переработанного пластика, что продвигает идею устойчивого развития и экологического потребления (100 шт.)
- картины, выполненные в мозаичной технике из мрамора, смальты и других камней, что символизирует красоту и прочность города (50 шт.).
- картины с элементами национального орнамента с использованием эпоксидной смолы и вышивкой (50 шт.).
- картины местных художников с изображением пейзажей и культурных памятников (50 шт.);
- календари, блокноты, сборники национальных рецептов, национальные игры, посуда в национальном стиле, статуэтки, брелки, кружки, и сувениры в виде яблока из глины и войлока.
Реклама в Интернете
Тендер на 84,6 млн тенге объявлен на «размещение нативной рекламы» туристических локаций города Алматы в Tripadvisor, на 70 млн тенге – на платформе Expedia.com и 312,5 млн тенге планируется потратить на таргетированную рекламу в Facebook, Instagram, Tik Tok, Weibo, WeChat. Целевая аудитория – потенциальные туристы из Турции, ОАЭ, Катара, Саудовской Аравии, Китая, Южной Кореи, Сингапура, Великобритании и других стран.
Форумы и фестивали
113,4 млн тенге выделят из бюджета на организацию и проведение VI гостиничного форума в Алматы. Согласно технической спецификации, планируется приезд не менее пятисот гостей, из их 10 международных экспертов и 16 членов делегаций ШОС. Организатор обязуется разработать программу, заселить гостей в отель нее менее пяти звезд и провести медиа-кампанию: запустить таргетированную онлайн-рекламу, разместить промо-ролики, не менее сорока публикаций в СМИ и не менее десяти постов у блогеров.
187,5 млн тенге запланировано на Гастрономический фестиваль в Алматы, который пройдет осенью этого года. По технической спецификации организатор должен привезти, как минимум, пять иностранных тревел- и фуд-блогеров из стран Персидского залива, Китая, СНГ и Европы, именитых шеф-поваров, обладателей звёзд «Мишлен» и престижных рейтингов The World's 50. Как отметил ресурс ProTenge, в прошлом году этот фестиваль обошёлся бюджету сильно дешевле – в 87 млн тенге. Судя по техспецификации, ранее поваров со звёздами «Мишлен» не приглашали.
Поездки за рубеж
Бюджеты выделены не только на приглашение гостей в Казахстан, но и на представление страны за рубежом. К примеру, 2024 год объявлен в Китае годом казахстанского туризма. На проведение Дня туризма Алматы в городах Пекин, Гонконг, Шанхай, Сиань запланировано 178,6 млн тенге.
Со статусом «на обжаловании» находятся тендеры, связанные с участием Казахстана в международных выставках. Но и по ним можно судить о заложенном бюджете. 59 млн тенге запланировано на участие Казахстана в Международной туристской выставке «QTM 2024. Катар, Доха», 60 млн тенге – на выставку IFTM Top Resa в Париже, 58 млн тенге – на выставку «ITE Hong Kong 2024», 57 млн тенге на сингапурскую «ITB Asia 2024», 58 млн тенге – на выставку в итальянском городе Римини, 60 млн тенге – на выставку BTM 2024 в Барселоне, Испания.
Подписывайтесь на @Shishkin_like