
Недавно СМИ взбудоражили общественность новостью, что казахстанцам запретят ввозить больше одного автомобиля в год.
Так как никто не спешил с разъяснениями, новость стала обрастать слухами, и только спустя неделю правительство в лице первого вице-министра Романа Скляра заявило, что если кто-то и пострадает, то только «серые» дилеры:
«Человек, если физическое лицо покупает 10, 20 или 30 автомобилей, это уже предпринимательская деятельность. Нужно зарегистрировать ТОО и завозить эти автомобили, получать соответствующий сертификат на них. Если же это физическое лицо, которое покупает себе легковой автомобиль, это не предпринимательская деятельность и необходимо получить упрощённый другой сертификат. Два типа сертификата существует».
Однако вице-премьер умолчал о некоторых деталях.
Из сообщения налоговиков от 18 ноября, с чего, собственно, всё и началось, мало что понятно. Оно изобилует статьями законов, отсылками к соглашениям и правилам. Но если коротко, то с 1 декабря 2024 года:
Физлицо может раз в год ввезти один подержанный или один новый автомобиль. При этом оформляя его по по СБКТС (свидетельство безопасности конструкции транспортного средства).
Растаможка – как товар для личного пользования. Отметим, что ставки выше ныне действующих – 15% таможня плюс 12% НДС. Будет – 48% стоимости, но не менее от 3,5 до 20 евро за 1 куб. см рабочего объёма двигателя (чем дороже автомобиль, тем дороже растаможка).
Исключение – электромобили, некоторые коммерческие авто и мототехника.
Ввозимый таким образом транспорт нельзя использовать в коммерческих целях. Но можно, если зарегистрироваться в качестве ИП или официально (с уплатой налогов) сдавать его в аренду.
Юрлица могут импортировать сколько угодно, но только по ОТТС (одобрение типа транспортного средства). Для них растаможка остаётся прежней – 15% плюс 12% НДС.
Предыстория вопроса
На самом деле законодательно ограничения для физлиц по ввозу автомобилей действуют с 2015 года. Тогда Минфин своим приказом внёс автомобили в список товаров «для личного пользования».
Транспортные средства для личного пользования, ввозимые на территорию Таможенного союза любым способом, если их количество превышает одну единицу в год, рассматриваются как предназначенные для предпринимательской деятельности. Показатели не применяются в отношении товаров, бывших в употреблении (за исключением транспортных средств для личного пользования),
- сказано в приказе.
В 2017 году был принят и утверждён Таможенный кодекс Таможенного союза (в 2018 его заменил Таможенный кодекс ЕАЭС).
Кодексом были установлены новые сильно повышенные пошлины на ввоз автомобилей как «товаров для личного пользования». Таким образом, государства, входящие в ТС, планировали защитить свой автопром от импорта.
Тогда же, в 2017 году, появилось решение Совета ЕЭК, что транспортные средства для личного пользования должны растаможиваться по ставкам 54-48% от таможенной стоимости или в евро за за куб. см рабочего объёма двигателя в зависимости от возраста, цены авто и размера мотора.
Вывод
Сложно сказать, почему об этих нормах в правительстве вспомнили только сейчас. В СМИ появились версии, что под видом поддержки отечественного автопрома лоббируются интересы официальных дилеров импортных авто. Ведь получается, что для покупки авто не в салоне придётся заплатить 48% от стоимости + утильсбор + первичная регистрация. То есть стоимость авто может вырасти на 60-70%.
Поэтому, учитывая нюансы казахстанского бизнеса, открытым пока остаётся вопрос – на сколько вырастут цены у официальных дилеров и отечественных производителей после того, как они, по сути, станут монополистами рынка?
Фото: shutterstock.com/Kzenon
Подписывайтесь на @Свидетель.KZ