Казахстан не может похвастаться равной представленностью мужчин и женщин во власти. Но он в этом не одинок. Практически во всех странах мира политика остается, скорее, мужским делом.
ООН утверждает, что гендерное равенство – это «одно из важнейших прав человека, играет ключевую роль в деле обеспечения мира и согласия в обществе и полноценной реализации человеческого потенциала на основе устойчивого развития». Доказано, что вовлечение женщин в жизнь общества обеспечивает рост продуктивности и экономический рост. Есть даже отдельное подразделение ООН Женщины, которое занимается вопросами соблюдения прав женщин.
Еще в 1978 году была принята Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, а в 1995 году – Пекинская декларация. Проводились Всемирные конференции по правам женщин, было принято множество документов на эту тему. Тем не менее, ни в одном из них конкретно не говорилось, что женщин и мужчин во власти должно быть равное количество. ООН подчеркивает лишь то, что у женщин должны быть такие же возможности, как и у мужчин, а вот воспользоваться ими или нет – это уже женщины решат сами.
На 10 девчонок по статистике 9 ребят
По данным Бюро национальной статистики, все население Казахстана составляет 20 033 546человек, из них 9 783 592 мужчины и 10 249 954женщины.
При этом, как сообщает аналитический портал Ranking.kz, в возрастной категории до 35 лет представителей сильного пола у нас больше (до 17 лет так вообще на 5,3 процента). А после 35 лет ситуация заметно меняется: чем старше поколение, тем меньше остается мужчин. К 56-70 годам женщин больше, чем мужчин, на 28,6 процента, в возрасте 71-85 лет – наполовину, а после 85 – почти в три раза.
Казахстанки в исполнительной и судебнойвласти
Женщина на должности министра – явление для казахстанцев вполне привычное. Так, в нынешнем правительстве пост заместителя премьер-министра занимает Тамара Дуйсенова, министерство здравоохранения возглавляет Акмарал Альназарова, министерство труда и социальной защиты населения - Светлана Жакупова, а министерство культуры и информации – Аида Балаева. Получается, что из 26 членов правительства женщин 4. А это всего 15,4 процента.
Из заместителей министров женщин -11 (12,2 процента): первый вице-министр просвещения Надежда Жумадильдаева, первый вице-министр торговли и интеграции Айжан Бижанова, вице-министр торговли и интеграции Жанель Кушукова, вице-министр иностранных дел Назира Нурбаева, вице-министры юстиции Алма Муканова и Ботагоз Жакселекова, вице-министр науки и высшего образования Динара Щеглова, вице-министр здравоохранения Айжан Есмагамбетова, вице-министр труда и социальной защиты Назгуль Сагиндыкова, вице-министр промышленности и строительства Жаннат Дубирова, вице-министр энергетики Жанар Жарылганова.
Кстати, за всю историю независимого Казахстана в стране не было ни одной женщины - премьер-министра.
По данным Агентства по госслужбе, на 1 января 2024 года из 19 руководителей аппаратов центральных исполнительных органов, включая руководителя Национального центра по правам человека, женщин 3 (15,8 процента). Из 398 заместителей председателей комитетов и директоров департаментов центральных государственных органов уже 140 женщин (35,2процента). Из 511 руководителей территориальных подразделений центральных государственных органов 79 женщин (15,5 процента); а из 402 руководителей областных управлений женщин 66 (16,4 процента).
Должности акимов областей и городов республиканского значения Алматы, Астаны и Шымкента тоже занимают исключительно мужчины. Зато из 84 заместителей акимов регионов 5 -женщины (6 процентов), а из 600 заместителей акимов городов и районов женщин уже 77 (12,8процентов).
Среди председателей судов областей и городов республиканского значения женщин нет. Впрочем, это касается только руководящего состава. По словам председателя Высшего судебного совета Дениса Шиппа, число женщин-судей превышает число мужчин на 172 человека.
В целом же доля женщин среди госслужащих по стране составила 55,6 процента от фактической численности (46 116 из 83 009). При этом среди политических госслужащих женщин – 8,3 процента, среди административных служащих корпуса «А» – 12,9 процента, корпуса «Б» – 56 процентов.
Доля женщин среди лиц, занимающих руководящие должности, составляет39,3 процента (9 346 из 23 790).
Казахстанки в законодательной власти
В парламенте ситуация с равноправием чуть лучше, чем в правительстве: из 98 депутатов мажилиса 18 – женщины, это 18,4 процента.
Больше всего женщин в Комитете мажилиса по социально-культурному развитию – 5 человек. В Комитете по законодательству и судебно-правовой реформе – 4. В Комитете по финансам и бюджету, в Комитет по международным делам, обороне и безопасности и в Комитете по вопросам экологии и природопользованию – по 2 человека, в Комитете по экономической реформе и региональному развитию – 1, а в Комитете по аграрным вопросам ни одной женщины нет. Зато одна женщина – Дания Еспаева – входит в руководящий состав мажилиса.
Лучше всего в этом плане дела обстоят в сенате. Там женщин 22 процента: 11 из 50 сенаторов. Больше всего их в Комитете по социально-культурному развитию и науке – 4. В Комитете по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству – 2. В Комитете по финансам и бюджету, в Комитете по международным отношениям, обороне и безопасности, в Комитете по аграрным вопросам, природопользованию и развитию сельских территорий и в Комитете по конституционному законодательству, судебной системе и правоохранительным органам – по 1 женщине.
Заместитель председателя сената тоже женщина – Ольга Перепечина. Было время (хотя и недолгое), когда и председателем сената была дама – дочь первого президента Казахстана Дарига Назарбаева.
Надо отметить, что в других странах картина не лучше.
«Несмотря на активное участие женщин в политической жизни стран, на долю женщин сегодня приходится 23,7 процента мест в государственных парламентах, что пока не отвечает принципу гендерного паритета. В 46 странах доля женщин хотя бы в одной палате парламента составляет 30 процентов», - констатируется в Целях в области устойчивого развития ООН.
Женщины у руля в мире
Стран, где главой государства являются женщины, тоже, мягко говоря, не густо. Если считать не только страны-члены ООН, а и другие государства, то из 256 стран только 15 возглавляют представительницы прекрасной половины человечества. Это всего 5,9 процента.
Президентом Молдовы является Мая Санду, Грузии – Саломе Зурабишвили, Словакии – Зузана Чапутова, Словении – Наташа Пирц-Мусар, Греции - Катерина Сакелларопулу, Швейцарии – Виола Амерд. В Индии президент - Драупади Мурму, на Барбадосе – Сандра Мейсон, в Гондурасе – Сиомара Кастро Сармьенто, на Маршалловых островах – Хильда Хайн, в Перу – Дина Болуарте, в Танзании – Самиа Сулуху, в Тринидаде и Тобаго – Кристин Клара Кангулу, в Эфиопии – Сахле-Ворк Зевде, в Доминике – Сильвани Бёртон.
В частично признанном Косово президент – Вьоса Османи. Тайвань, официально считающийсячастью Китая, но претендующий на независимость, тоже возглавляет женщина - Цай Инвэнь.
Даже США однажды возглавляла женщина. Вице-президент Камала Харис была во главе страны целых полтора часа, пока ее шеф, президент Джо Байден был под наркозом.
Кстати, первой женщиной-президентом в мире стала Исабель Мартинес де Перон. Она была женой президента Аргентины Хуана Перона и сменила его на посту главы государства после его кончины в 1974 году. До этого она тоже была далеко не домохозяйкой и занимала кресло вице-президента страны. Правда, на высокой должности вдова продержалась недолго – через два года ее свергли в результате военного переворота.
Что касается женщин - премьер-министров, то их в мире на данный момент 14. В Боснии и Герцеговине правительство возглавляет Боряна Кришто, на Барбадосе – Миа Моттли, в Дании – Метте Фредериксен, в Исландии – Катрин Якобсдоуттир, в Италии – Джорджа Мелони, в Латвии – Эвика Силиня, в Литве – Ингрида Шимоните, на Самоа – Наоми Матаафа, в Сербии – Ана Брнабич, в Того – Виктуар Сидемехо Томега-Догбе, в Уганде – Робина Наббанджа, в Экваториальной Гвинее – Мануэла Рока Ботей, в Эстонии – Кая Каллас, в Бангладеш - Шейх Хасина Вазед.
А первой женщиной - премьер-министром в истории была Сиримаво Бандаранаике, возглавлявшая правительство Шри-Ланки с 1960 по 1965, с 1970 по 1977 и с 1994 по 2000 годы.
Автор Мадина Алимханова
Подписывайтесь на https://t.me/politprosvet_kz