Внесены изменения в вузовскую программу по изучению казахского языка
Министерство науки и высшего образования выложило на общественное обсуждение на сайте НПА изменения в типовые учебные программы для организаций высшего и послевузовского образования. Кардинальные изменения внесены, в частности, в программу «Казахский язык».
Основные нововведения
Ранее программа изучения госязыка была направлена на формирование социально-гуманитарного мировоззрения студентов в рамках общенациональной идеи духовной модернизации.
В новой версии предпочтение отдано:
формированию социально-культурных знаний,
совершенствованию коммуникативной компетентности студента,
развитию личностного потенциала.
Задача программы обрела конкретику
Было:
обосновать важную роль языка в процессе усвоения знаний мирового уровня через формирование у будущего специалиста миропонимания на основе национального сознания и культурного кода,
совершенствовать знание государственного языка у будущих специалистов,
увеличить сферу использования казахского языка у специалистов, способных обеспечить развитие духовной модернизации страны.
В новой версии задач шесть:
Развитие и дальнейшее совершенствование языковых навыков обучающихся казахскому языку.
Раскрыть многообразие стилистических возможностей казахского языка в разных функциональных стилях.
Дать общее представление о нормах казахского языка на уровне произношения, морфологии, синтаксиса, словоупотребления.
Расширить активный словарный запас студентов.
Развить способность опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учётом их различных интерпретаций.
Научить применять полученные знания и умения в собственной речевой практике, целесообразное использование языка в различных сферах и ситуациях общения.
Уровни владения
В прежней программе уровни владения казахским языком просто констатировались как сам факт их наличия, без подробностей.
В новой версии они прописаны детально:
Программа предусматривает изучение казахского языка в соответствии с 5 уровнями. Один уровень составляет 5 кредитов.
Студент осваивает не менее 2-х уровней (10 кредитов).
Уровень владения языком определяется на основе диагностического теста. После завершения каждого уровня владения языком сдаётся экзамен.
Студент, освоивший средний уровень казахского языка (В-1) в 1 семестре, в следующем семестре выбирает и продолжает обучение по следующему уровню (В-2-1).
При этом каждый уровень казахского языка должен учитывать соответствующие пререквизиты (дисциплины, предшествующие изучению данной дисциплины) и постреквизиты (дисциплины, которые следует изучать после изучения данной дисциплины).
Начальный (элементарный) уровень казахского языка (А 1) предлагается иностранным студентам.
Базовый уровень (А2) направлен на прохождение казахстанскими студентами.
Ожидания
От студентов по окончании учебной программы перестали ждать, например, как:
правильно выбирать и использовать языковые и речеведческие средства на основе полного понимания лексики, грамматической системы знаний и прагматического содержания интенций.
Новые ожидания больше направлены на практическое применение:
свободно поддерживать беседу,
запрашивать необходимую информацию в различных речевых ситуациях в бытовой, учебной, социальной, культурной, профессиональной сферах,
проявлять компетентность в условиях личностной, социальной и профессиональной коммуникации,
обсуждать в дискуссиях этические, культурные, социально значимые вопросы,
читать и понимать тексты разных жанров,
писать корреспонденцию различного назначения, статьи, аннотации, тезисы, эссе на казахском языке,
уметь запрашивать и сообщать информацию в соответствии с ситуацией.
Неизменной осталась продолжительность обучения по программе – 300 академических часов.
Подписывайтесь на @Свидетель.KZ
Comments