Неделю назад на пресс-конференции в правительстве вице-министр финансов Ержан Биржанов рассказал, что в налоговой декларации он указал трёхкомнатную квартиру (74,5 кв. м), которая ему принадлежит на правах собственности, и «не крутую» машину – BMW 2017 года выпуска. Другого имущества у чиновника, судя по всему, нет. Проверить эту информацию пока невозможно – госслужащие и сотрудники квазигоссектора обязаны сдавать декларации, но не обязаны их публиковать в открытом доступе.
При этом в отчёте «Антикоррупционные реформы в Казахстане» Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией (одобрен в 2003 году) Казахстану рекомендовалось рассмотреть обязательное декларирование (без привязки к налоговым обязательствам) имущества, доходов и расходов политических чиновников, прокуроров, судей и членов их семей с последующим опубликованием таких деклараций.
Для справки: требования раскрывать информацию о доходах и имуществе предусмотрены в более чем 150 странах, но касаются только высокопоставленных чиновников. В открытых декларациях легче обнаружить факты нарушения, искажения, лжи.
Мы посмотрели, как декларирование работает в некоторых других странах с точки зрения двух параметров:
· требования к публичному раскрытию информации;
· наказание за несдачу, недостоверные/неполные сведения.
Таджикистан, Кыргызстан
Содержание деклараций в Таджикистане так же, как и в Казахстане, имеет статус конфиденциальной информации.
При этом сами таджикские чиновники сомневаются в достоверности данных, указанных в декларациях. По словам Джумахона Давлатзода, директора Агентства государственной службы при президенте Таджикистана, в большинстве деклараций госслужащих написано, что у них нет собственной недвижимости, и они либо снимают квартиру, либо живут с родителями. При этом в стране нет ведомства, ответственного за проверку (Агентство госслужбы и некоторые министерства имеют право проверить декларации, но в крайних случаях).
В Кыргызстане предусмотрена хотя бы теоретическая возможность получить доступ к этой информации. Однако в 2022 году закон «О декларировании доходов, расходов, обязательств и имущества лиц, замещающих или занимающих государственные и муниципальные должности», утратил силу в связи с принятием нового Налогового кодекса. Некоторые нормы из закона перекочевали в Кодекс, но в сокращённом виде. Нормы Налогового кодекса не предусматривают открытую публикацию деклараций и тем более непосредственный доступ к ним третьих лиц.
По информации Kaktus.media, налоговые органы публикуют на своём сайте лишь сводные сведения о доходах, расходах и имуществе госслужащих и их близких родственников. Эта информация, скорее всего, не будет представлять особого интереса как для журналистов, так и для граждан страны.
Грузия, Эстония
В Грузии за основу был взят американский, итальянский, новозеландский и британский опыт борьбы с коррупцией, были приглашены консультанты и эксперты из Всемирного банка, МВФ и USAID.
Механизм учёта активов обязывает госслужащих подавать ежегодные декларации и указывать в них абсолютно всё, включая имущество родственников и сожителей. При этом каждый второй грузинский чиновник подаёт декларацию об имуществе с нарушениями, об этом говорится в отчёте Transparency International. Нарушения подтверждаются в 95% деклараций, проверенных на основании запросов СМИ и гражданского общества.
В 2022 году наибольшее количество нарушений обнаружилось у Зураба Хачидзе, заместителя госпредставителя в шести муниципалитетах. Хачидзе не задекларировал зарплату и неправильно указал, сколько денег хранит в банках. Также он не указал недвижимость и имущество, зарегистрированное на членов семьи, доходы от бизнеса и банковские счета.
В Грузии существует уголовная ответственность за неполные или ложные сведения при декларировании. Однако за год проверяются лишь 10% поданных деклараций, и у грузинского Бюро госслужбы нет ресурсов для проверки зарубежных активов. В 2022 году Бюро не направило в прокуратуру ни одной декларации.
Эстония служит примером ситуации, когда всеобщее декларирование сделали национальным достоянием. Подача налоговой декларации для физического лица здесь занимает около трёх минут. В стране введена электронная база (по аналогии с системами налоговой отчётности Дании и Швеции) с использованием информации из различных источников, которые необходимо проверить и добавить недостающие данные. Именно в Эстонии любые нарушения, связанные с декларированием, сопровождаются большим количеством санкций. Имущество, законное происхождение которого не было доказано, может быть конфисковано.
Содержание деклараций государственных должностных лиц напрямую связано с формой для взимания подоходного налога. Для большей точности отметим, что в Эстонии «государственное должностное лицо» означает лицо высокого уровня с полномочиями по принятию решений. Однако публичное раскрытие их деклараций ограничено, и разглашению не подлежат сведения, касающиеся близких родственников. Парламентарии в силу того, что избираются народом, в большей степени подотчётны общественности.
Украина, Россия
В Украине считается, что обнародование активов публичных служащих и членов их семей не отрицает право на приватность и защиту персональных данных. Более того, обязанность раскрывать их доходы, имущество и обязательства служит общественным интересам.
Антикоррупционный закон, обязывающий госслужащих к открытости, действует с апреля 2015 года, но имущественные отчёты стали публичными в сентябре 2016 года, когда заработала электронная система онлайн-подачи. Публикуются сведения о наличных сбережениях, движимом и недвижимом имуществе, подарки и дорогие покупки.
Обязательное декларирование для чиновников было остановлено в первые недели войны, что вызвало недовольство украинцев. На фоне коррупционных скандалов появилась петиция, требующая сделать реестр деклараций публичным, как и было до войны. За сутки петиция набрала более 60 тыс. голосов (для рассмотрения было необходимо 25 тысяч).
В ответ на петицию процесс декларирования возобновили, госслужащие должны сдать декларации за 2021-2022 гг. до 31 января 2024 года и за 2023 год – до 1 апреля 2024 года. Доступ к реестру деклараций снова будет открытым. Более того, планируется подвергать полной проверке большее число деклараций с применением автоматизированной процедуры. Закрытыми будут декларации военных.
В России с 2010 года публикуются декларации о доходах президента, премьера, членов правительства и администрации, ректоров госвузов и других должностных лиц в рамках законодательства о гражданской службе и закона о противодействии коррупции. В декларациях указываются данные за предшествующий год: информация
о доходах, о владении транспортом и недвижимостью, акциях и обязательствах имущественного характера. Сведения подаются и в отношении членов семьи. Однако «публичные» версии содержат лишь общие сведения – в них отсутствует информация о банковских счетах и кредитах, имущество декларируется без указания стоимости и уточнения местонахождения.
Интересно, что рейтинг Forbes.ru «100 госслужащих с самыми высокими доходами», как правило, возглавляли региональные депутаты. Издание объясняет это тем, что в депутатский корпус входит множество действующих бизнесменов.
В конце декабря 2022 года указом российского президента несколько категорий граждан были освобождены от обязанности декларировать доходы и имущество. По сути, как считают СМИ, декларации чиновников и депутатов делают закрытыми.
США, Великобритания
В США госслужащие обязаны сдать декларации о своих доходах в течение 30 дней с момента вступления в должность, а затем ежегодно до окончания полномочий. В отчётах указываются активы, которые приносят доход, дорогие подарки, гонорары, поездки. Не
декларируется недвижимость, в том числе виллы и автопарки, если они не приносят дохода и не были приобретены в инвестиционных целях.
В 2012 году был принят STOCK Act (Stop Trading on Congressional Knowledge Act of 2012), в соответствии с которым конгрессмены обязаны указывать, есть ли у них акции, ипотека, кредиты. Также они должны своевременно (не позднее, чем через 45 дней) предоставлять информацию о сделках по купле/продаже акций, если их величина превышает 1 тыс. долларов. То же самое, хотя и с меньшими подробностями, госслужащие обязаны сообщать в отношении супругов и детей.
Американская система предусматривает как конфиденциальные, так и доступные для общественности декларации об активах. Большинство отчётов носят конфиденциальный характер, другие доступны общественности по запросу.
Что касается наказания, то в Штатах законом прямо предусматривается штраф или лишение свободы на срок до одного года, либо и то и другое для лиц, заведомо и умышленно фальсифицирующих любую информацию в декларациях.
В Великобритании закон о предотвращении коррупции был принят в 1889 году. Палата лордов с неохотой шла на раскрытие информации в декларациях высокопоставленных госслужащих. Более того, учреждённый в 1969 году специальный комитет пришёл к выводу, что в публичном реестре нет необходимости, поскольку каждый британец честный и дисциплинированный. Однако в 1974 году публичный реестр финансовых интересов все же был введён.
Подход Британии основан на полной отчётности, включая информацию о членах семьи и ближайших родственниках. При этом в Кодексе управления госслужбой нет требования сделать декларации доступными для общественности и не предусмотрены никакие штрафные санкции за нарушения и ложные сведения. Однако санкции за нарушения всё же есть (штрафы, увольнения, к некоторым категориям государственных должностных лиц могут применяться уголовные санкции) и реестр доступен для общественности.
Сингапур, Гонконг
Сингапур относится к числу стран, которые считаются победителями коррупции. Помимо жёстких требований к декларации, госслужащий здесь не имеет права прямо или косвенно владеть какими-либо акциями или долей в компании, которая ведёт бизнес в Сингапуре (если что-то осталось в наследство или приобретено до трудоустройства, то необходимо получить одобрение у постоянного секретаря).
В случае, если чиновник (или его родственник) не сможет объяснить источники дохода, его обвиняют в коррупции автоматом, без следствия, суда, признания. В стране действует закон, согласно которому любые активы, законность получения которых под вопросом, могут быть заморожены.
Гонконг – ещё один победитель коррупции наравне с Сингапуром. Здесь также действуют жёсткие требования. Декларируются абсолютно все активы как внутри, так и за пределами страны. Чиновники должны избегать инвестиций, которые могут привести к реальному или кажущемуся конфликту интересов.
Впервые раскрытие финансовой информации в качестве средства контроля материального положения должностных лиц было применено в Гонконге. Чиновники первого уровня (их в стране порядка 26 человек) обязаны ежегодно регистрировать финансовые интересы для публичной проверки.
Что почитать о декларировании в Казахстане:
А также читайте материалы спецпроекта «Откуда деньги на часы», в рамках которого наши редакторы составляют своеобразные декларации о доходах за самых видных казахстанских чиновников и депутатов. Полный список материалов смотрите здесь.
Comments