«Вызов обществу и своим страхам»: почему женщины любят красную помаду, но боятся её?
- Ayel
- 10 окт. 2024 г.
- 3 мин. чтения

Когда мы говорим слово «красная», то почти всегда вспоминаем помаду. Косметический продукт, который в разное время исполнял разные функции, но всегда был частью массовой культуры и исторического контекста.
Telegram-канал Ayel разобрался со стереотипами, которые окружают красную помаду, и узнал, когда она стала самым спорным и противоречим атрибутом макияжа.
Первые упоминания о красной помаде восходят к Древнему Египту и царице Нефертити. Знаменитый бюст царицы, хранящийся в Новом музее Берлина, изображает её с накрашенными губами. Об этом пишет американская журналистка Рейчел Фелдер в своей книге «Секретное оружие. История красной помады», которая была выпущена в 2019 году.
Авторка отмечает, что, по свидетельствам учёных, мужчины этой древней цивилизации тоже красили губы красной помадой. Основой для помады того времени была охра из глинистой почвы. Для цариц Нефертити и Клеопатры помады изготавливали из более редкого материала – самок кошенильного червеца.
Красная помада также была неизменным атрибутом образа японских гейш. В Стране восходящего солнца пигментированный косметический продукт изготавливали из цветка бенибана, который растёт исключительно в Японии.
Через много веков в начале XX века красная помада стала символом суфражисток, боровшихся за право женщин голосовать на выборах. Представительницы движения пытались показать обществу, что женщина – это не только хранительница очага, но и личность, способная принимать решения и уверенно бороться за свои идеалы. Красная помада идеально подчёркивала этот сильный образ.
Рейчел Фелдер рассказывает, что в 1913 году около пяти тысяч женщин промаршировали по Пенсильвания-авеню в Вашингтоне. Губы каждой из них были накрашены красной помадой. За год до этого, в 1912 году, суфражисток поддержала создательница популярного косметического бренда Элизабет Арден, которая лично выходила к протестующим жительницам Нью-Йорка и вручала им красную помаду.
В книге «Секретное оружие. История красной помады» отмечена особая роль Арден в распространении тренда на красную помаду, которая во время Второй мировой войны стала уже не символом суфражисток, а инструментом, призванным поднять боевой дух женщин.
Так, компания Elizabeth Arden обладала эксклюзивным правом продавать косметику на военных базах, где служили не только мужчины, но и женщины. В 1943 году компания получила распоряжение разработать оттенок помады для Резерва женского вспомогательного состава морской пехоты. Женщины были обязаны красить губы и ногти особым оттенком, получившим название «Красный Монтесумы».
В тылу в это время помада стала дефицитным продуктом, но её быстро вернули на рынок, так как считалось, что возможность накрасить губы позволяет женщинам почувствовать, что жизнь течёт своим чередом.
После Второй мировой войны в моду вошла ультимативная, подчёркнутая женственность. И красная помада стала атрибутом сексуальности. Главный секс-символ Голливуда 50-х Мэрилин Монро ввела в моду образ, сочетающий красные губы и светлые локоны.
В 70-х умы молодёжи захватил стиль гранж. И красная помада вновь прекрасно сочеталась с новым веянием. На этот раз образ сопровождали рваная одежда, обилие булавок и взъерошенные прически. В последующие годы красная помада продолжала оставаться частью модных тенденций, но уже став более привычным и массовым косметическим продуктом.
Визажистка с 10-летним стажем из Алматы Тамара Никитина рассказывает, что казахстанки зачастую с настороженностью относятся к красной помаде.
«Иногда к красной помаде приходят, когда хотят сделать вызов самой себе и рутине, или даже решить внутренний конфликт. Бывает даже, что благодаря такому внешнему фактору, как красная помада, женщина решается сделать что-то, чего раньше не делала. Условно: если я смогла решиться на яркие губы, то мне по плечам и другие вызовы.
Иногда к красной помаде прибегают, как к проверенному способу почувствовать себя увереннее, а когда эта потребность закрывается, то переходят на более спокойные цвета», –говорит Тамара Никитина.
По словам визажистки, бывает так, что женщины с опаской относятся к яркому макияжу, поскольку боятся нежелательного внимания, которое не всегда бывает безопасным. И здесь вопросы, скорее, к среде, которая заставляет женщин чувствовать себя в небезопасности.
«Я бы хотела, чтобы женщины видели себя неповторимыми с любым макияжем или без него. А красная помада может быть своего рода лучшей подругой, которая всегда готова прийти на помощь.
Если хочется всё-таки подступиться к красной помаде и добавить этот атрибут в свой макияж, я рекомендую начать с классического макияжа с тушью на глазах и акцентом на красную помаду. Нужно только выбрать хороший контурный карандаш, чтобы помада не растекалась.
В целом макияж – это терапия. Своеобразный путь к себе, а яркий макияж – это про смелость сказать «да» чему-то возможно пугающему. Поэтому если такая потребность есть, то лучше всё-таки её удовлетворить», – говорит специалистка.
Автор: Дилара Аронова
✅ Подписывайтесь на https://t.me/ayel_kz