В Алматы проезд на общественном транспорте станет дороже
Акимат Алматы намерен повысить стоимость проезда в общественном транспорте (ОТ) и убрать возможность оплаты наличными. Соответствующий проект постановления размещён на сайте «Открытые НПА».
В документе сказано:
Установить предельные уровни цен на услуги по перевозке пассажиров по социально значимым межрайонным (междугородным внутриобластным) и пригородным сообщениям Алматы в размере 120 тенге (сейчас – 100 тенге).
Стоимость проездного составит 9900 (сейчас – 7200 тенге).
Для льготных категорий граждан стоимость проезда
составит 50% от тарифа.
Для обеспечения безопасности пассажиров на общественном транспорте предусмотрена отмена оплаты проезда наличными.
Публичное обсуждение проекта постановления продлится до 16 июля.
Обоснование
В пояснительной записке акимата сказано:
Потребность горожан в общественном транспорте растёт ежегодно – сейчас ежедневный пассажиропоток оценивается в 1,5 млн поездок.
Растущий спрос требует обновления ОТ и усилениямаршрутов дополнительным транспортом. Соответственно,растут расходы акимата и частных перевозчиков на содержание и обновление автопарка. В 2023 году на приобретение новых единиц транспорта акимат затратил 160 млрд тенге. Частные перевозчики уже закупили 550 новых автобусов и планируют купить ещё 400 (суммы расходов не указаны).
Повышение тарифа в 2023 году не привело к сокращению субсидий из-за инфляции, которая увеличивает прямые расходы перевозчиков.
Прогнозный объём субсидий в 2024 году вырос на 20%, с 80,9 млрд тенге в 2023 году до 97,3 млрд тенге в 2024 году.
При сохранении действующего тарифа субсидии приведут к неоправданно большим тратам городского бюджета.
Вывод
Повышение тарифа позволит сократить расходы на субсидирование пассажироперевозок на 7 млрд тенге в 2024 году.
Мнение перевозчиков
Однако некоторые перевозчики считают повышение на 20 тенге недостаточным, сообщили в Ассоциации предприятий пассажирских перевозчиков.
- Предлагаемые 120 тенге не решают проблем автопарков. При среднем тарифе на маршруте в 310 тенге стоимость проезда должна составлять хотя бы половину, то есть 180 тенге как минимум. Все хотят ездить на новых автобусах с кондиционерами, но за качественные услуги должна быть соответствующая оплата. Акимат ставит нам условие покупать электрические автобусы, которые стоят минимум 170 млн тенге. Тем более количество маршрутов увеличивается, для их обслуживания нужны водители, а им надо платить конкурентную зарплату. Поэтому данное повышение незначительно,
– отметил директор ТОО «City-Bus» Абылай Остемир.
Мировой опыт
Проезд в общественном транспорте и средняя зарплата в крупных городах стран СНГ:
Алматы (Казахстан)
Проезд – 120 тенге (предлагаемая цена)
Средняя з/п – 454 тысячи тенге
Количество поездок на одну з/п – 3783
Минск (Беларусь)
Проезд – 0,85 бел. рублей (122,5 тенге)
Средняя з/п – 2 942,7 бел. рублей (около 425 тысяч тенге)
Количество поездок на одну з/п – 3462
Ташкент (Узбекистан)
Проезд – 2000 сум (75,2 тенге)
Средняя з/п – 7,45 млн сум (280,3 тысячи тенге)
Количество поездок на одну з/п – 3725
Бишкек (Кыргызстан)
Проезд – 17 сом (92,5 тенге)
Средняя з/п – 38900 сом (211,8 тысячи тенге)
Количество поездок на одну з/п - 2288
Баку (Азербайджан)
Проезд – 0,3 манат (83,08 тенге)
Средняя з/п – 1200 манат (332,3 тысячи тенге)
Количество поездок на одну з/п – 4000
Подписывайтесь на @Свидетель.KZ