top of page

В Казахстане намерены ликвидировать посредников в сфере теплоэнергетики

Фото автора: Политпросвет.kzПолитпросвет.kz

 

Сегодня мажилис одобрил в первом чтении законопроект «О теплоэнергетике» с сопутствующими ему поправками в Кодекс об административных правонарушениях, Предпринимательский кодекс, а также в законы «Об электроэнергетике», «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности», «О естественных монополиях», «О поддержке использования возобновляемых источников энергии». Стоит отметить, что отдельный закон в области теплоэнергетики в Казахстане разрабатывается впервые.

 

Законопроектом предусмотрено разделение функций по контролю над теплоснабжением между центральными и местными госорганами. Так, министерство энергетики будет контролировать соблюдение требований законодательства в области теплоэнергетики её субъектами, эксплуатирующими тепловые сети систем централизованного теплоснабжения общего пользования и теплоэлектроцентрали. А на акиматы будет возложена обязанность контролировать соблюдение требований законодательства субъектами, эксплуатирующими котельные, тепловые сети в локальных системах централизованного теплоснабжения, и потребителями, эксплуатирующими теплопотребляющие установки.

 

Предлагается также пересмотреть функции управления по направлению теплоснабжения. Функции контроля тепловых сетей (в пределах государственных систем централизованного теплоснабжения) передаются акиматов Комитету атомного и энергетического надзора и контроля.

 

В соответствии с законопроектом энергообъекты обяжут получать паспорт готовности сетей. Этот документ, подтверждающий готовность теплопроизводящих и теплотранспортирующих субъектов к работе в осенне-зимний период, будет выдаваться (или не выдаваться) ежегодно по итогам комиссионной проверки. Нарушение сроков получения паспорта готовности предусматривает административную ответственность в виде штрафа в размере от 150 до 1500 МРП.

 

Кроме того, документ предполагает проверку новых зданий на энергоэффективность. Предлагается в течение 18 месяцев после их ввода в эксплуатацию проводить постпроектный анализ, направленный на выявление соответствий и/или несоответствий требованиям классу энергоэффективности.

 

Еще одна норма законопроекта предусматривает ликвидацию посреднических организаций. Как сообщили в мажилисе, в настоящее время на рынке действуют два типа энергосберегающих организаций: регулируемые и нерегулируемые. Регулируемые организации оказывают услуги жителям, юридическим лицам и бюджетным организациям. Их операционные расходы учитываются государством, а средняя цена тарифа на поставку фиксируется на уровне 1 тенге за 1 кВт/час. А нерегулируемые организации устанавливают свои тарифы.

 

«По оценкам, каждый посредник получает чистую прибыль не менее 1 млрд тенге в год. Годовой чистый доход более 120 нерегулируемых энергосберегающих организаций составляет не менее 150 млрд тенге. Однако они ни перед кем не отчитываются и зарабатывают только на посреднических услугах. Например, в некоторых регионах чистая прибыль в тарифах посредников достигала 25 тенге за 1 кВтч. Тариф же на крупнейшей в Казахстане Экибастузской 1-й электростанции – 8 тенге. Посредники зарабатывают как минимум в три раза больше, ничего не производя», - говорится в сообщении пресс-службы мажилиса.

 

Сегодня необходимость в создании ценовой конкуренции на данном рынке отпала, так как введён механизм Единого закупщика электроэнергии. В связи с этим депутаты одобрили норму о ликвидации посредников. После вступления в сиу закона о теплоэнергетике правительство разработает нормативно-правовые акты по её реализации.

 

Подписывайтесь на https://t.me/politprosvet_kz

Похожие посты

Смотреть все

Сколько зарабатывают казахстанцы

Согласно данным Бюро национальной статистики, в IV квартале 2024 года средняя месячная заработная плата в Казахстане составила 434 982 тенге

bottom of page