
Согласно новой редакции ПДД, к перевозкам пассажиров автомобилями, имеющими более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя (категория «D»), допускаются лица, достигшие 23-летнего возраста (ранее было 25 лет), имеющие стаж работы водителем не менее трёх лет (было 5 лет), в том числе стаж управления транспортными средствами, относящимися к подкатегории «D1», не менее одного года (было 3 года).
В МВД полагают, что снижение требований поможет решить вопрос дефицита водителей общественного транспорта.
Однако стоит отметить, что дефицит водителей общественного транспорта возник не вдруг. Поколение 90-х росло в условиях, когда работа водителем автобуса не приносила материального удовлетворения, и категорию «D»мало кто получал. Возникший вакуум профессиональных водителей общественного транспорта (ОТ) стал ощущаться к 2015 году.
2017 год – столичный акимат отчитался о работе по повышению качества ОТ. В акимате заявили, что, несмотря на 30% дефицит, за различные нарушения уволили 52 водителя и 150 кондукторов.
Причинами дефицита были названы слишком высокие требования по ПДД. Мол, стариков всё меньше, а молодые не проходят по критериям – возраст 25, водительский стаж 5 лет и три года по подкатегории «D1».
2019 год – о дефиците водителей ОТ в 30% уже по всей стране заявили депутаты, предложив разрешить получать категорию «D» с 18 лет.
«Как показывает практика, желающих быть водителями автобусов при нижнем пределе возраста 25 лет, не так много из-за непривлекательного графика работы и скромной зарплаты»,
– сказано в депутатском запросе.
По мнению депутатов, эта мера привлечёт в автопарки молодёжь, для которой зарплата в 100 тысяч тенге вполне привлекательная.
Тогда в полиции отметили, что возрастной ценз повысили с 2014 года из-за слишком большого количества ДТП с участием автобусов, за рулём которых были как раз молодые люди, которые не осознают ответственности за жизнь пассажиров и устраивают гонки.
А в Конфедерации транспортников прокомментировали предложение депутатов так:
«Не нужно думать, что снижение возрастного ценза как-то повлияет на популярность профессии водителя. Она должна стать престижной, то есть в первую очередь высокооплачиваемой. А пока этого нет, повышать мы будем возраст будущих водителей или снижать, ничего не изменится».
2020 год – слишком жёсткие критерии для водителей отошли на второй план, перевозчиков больше беспокоят слишком низкие тарифы на проезд и недостаточные субсидии от государства.
2021 год – снова на первый план выходят «излишне завышенные» требования для получения автобусной категории. Вопрос обсуждается в правительстве Алихана Смаилова, но без какого-то логичного результата.
2022 год – депутаты мажилиса собираются вызывать «на ковёр» министра МВД за то, что его ведомство не поддержало «законодательные поправки в части сокращения для получения удостоверения категории «D» с 25 лет до 22 и стажа их работы по подкатегории «D1» от трёх лет до одного года».
К этому году количество водителей ОТ предпенсионного возраста в некоторых регионах достигает 60%.
2023 год – чуть ли не каждый месяц появляются сообщения о дефиците водителей во всех регионах. Так, в Астане речь идёт уже о нехватке почти 40%.
«Средний возраст действующих водителей равен 45 годам, при этом более 30% от общего числа водителей — от 50 до 65 лет. Молодёжь (25-29 лет) составляет менее 2%. Соответственно, в ближайшие 5-10 лет прогнозируется ещё больший дефицит водительского состава»,
– заявляют в акимате.
Во всех статьях упор на слишком высокие требования. Правда, всплывают ещё две проблемы – отток водителей в сезон посевной и уборки урожая и переезд водителей в регионы, где зарплата выше.
И наконец в 2024 году МВД сдалось. В марте министр транспорта заявил, что поправки уже внесены, а в июле президент подписал соответствующий закон.
Мировой опыт
Наиболее показательное отношение к пониманию ответственности работы водителем общественного транспорта в Германии.
Требования для получения прав категории «D»:
Возраст не менее 21 года.
Наличие категории «B» со стажем не менее 2 лет.
Медицинский квалификационный тест. Врач оценивает, подходит ли общее состояние здоровья для управления автобусом.
Тест на психотехническую квалификацию. Психолог оценивает способность психически и психологически водить автобус.
Курс по оказанию первой помощи.
Теоретический экзамен – правила дорожного движения, дорожные знаки и техника вождения автобуса.
Практический экзамен – навыки парковки, маневрирования и вождения в различных дорожных условиях.
При работе водителем общественного транспорта категория «D» подтверждается каждые пять лет. Снова медицинский и психологический тесты, тест на навыки оказания первой помощи и так далее.
Фото: shutterstock.com/Minar Aslanova
Подписывайтесь на @Свидетель.KZ