
Фильм «Барби» за первые выходные после премьеры собрал 155 миллионов в США. Никто не ожидал такой рекордной суммы, ведь президент отдела внутренней дистрибуции киностудии Warner Bros Джефф Гольдштейн говорил, что кассовые сборы фильма составят всего 75 миллионов долларов.
На волне успеха фильма о самой знаменитой американской кукле автор Ayel Алтыншаш Жырау рассказывает, во что играли наши предки.
В древности почти все игрушки не только развлекали детей, но и выполняли защитную функцию.
Например, у тюркских и алтайских народов были куклы, связанные с богиней верхнего пантеона и покровительницей всего срединного мира – Умай (мы подробно рассказывали о ней здесь).
Маленьких куколок-помощниц Умай шили из синей ткани и подвешивали в передней части жилища. Частенько такие куколки держали в руках лук, так как Умай своим золотым луком охраняла благополучие людей (особенно маленьких детей, которых и привела на этот свет). Считалось, что дети первое время могут видеть Умай, и когда ребёнок разговаривает во сне, он говорит именно с ней, поскольку ещё помнит язык богов.
Предки верили, что, если ребёнок заболевал, то это Умай просто отвлеклась на время и злые духи успели наслать болезни. Для того, чтобы Умай и/или её помощники отогнали болезни, куклу кормили кашей.
Ну а потом вызывали шамана. Или же ходили вокруг юрты сами, чтобы забрать болезни ребёнка себе (кстати, отсюда и значение самого красивого казахского слова – айналайын – я готов ходить вокруг тебя, чтобы забрать твои болезни).
Помимо охранной цели, куклы выступали в качестве «учителей», которые прививали детям будущие взрослые обязанности. Дети разыгрывали сценарии от домашних занятий до войн. Сабли, ружья, камчи, конечно же, присутствовали.
Сами игрушки либо шили из лоскутов, либо вырезали из дерева.
У тряпочных кукол всегда была голова (тканевый шарик) с волосами из ниток или без. По узорам на одежде, выбранным цветам, ткани, покрою можно было понять, из какого рода девочка.
Совсем маленьким девочкам куклы делали старшие, а затем их учили создавать своих «подружек». Таким образом девочки учились шитью. Чем более навороченные наряды у куклы, тем выше мастерство у девочки. В ход шло всё – от тряпочек, до мелких бисеринок, камушков, металлов.
К слову, помимо девочек-кукол, были и мальчики-куклы, куклы-младенцы. Но их сохранилось гораздо меньше. Помимо этого, не обходилось и без предметов быта. Ведь куклам надо было где-то жить и работать. Всё это мастерили сами дети, когда становились постарше. Сейчас бы сказали, что это отлично развивает мелкую моторику.
Ну и раз заговорили о куклах, казахское марионеточное искусство тесно связано с ортеке. В 2022 году Межправительственный комитет ЮНЕСКО по охране нематериального культурного наследия включил в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества «Ортеке, традиционное исполнительское искусство Казахстана: танец, кукла и музыка».
Если коротко, ортеке – это горный козёл в западне.
Небольшая марионетка козла прикрепляется серединой туловища к чему-нибудь (часто палке, выходящей из центра стола), нитки от конечностей и головы привязаны к пальцам левой руки домбриста, который сидит рядом со столом. Когда музыкант играет, кукла начинает танцевать и напоминать козла, который не может выбраться из ямы. Особенным мастерством считается, если домбрист управляет не одним, а несколькими козлами.
Как отмечали кандидат искусствоведения Мадина Султанова и кандидат педагогических наук Жанерке Шайгозова, в старину кукол водили не только домброй, но и с помощью шертера и шанкобыза. Само представление использовали как для развлечения, так и для определённых обрадов.
«Раньше (еще на рубеже XIX и ХХ веков) бытовала традиция, где в ортеке как обряде предпочитали использовать круглую мембрану, а для игры и забавы – квадратную/прямоугольную. Мастера слышали это от своих отцов и дедов, но, конечно, научного или документального подтверждения этому нет», – говорится в научной работе.
Предположительным истоком назван период культа охотничьей магии.
«В тюркской традиционной культуре охота на козла или другого копытного животного строго регламентировалась. Во-первых, это были символы Срединного мира; во-вторых, дикие животные являлись посланниками Тенгри, неотъемлемой частью природы, часто воплощениями-аватарами «хозяев» гор и степей. Любой вред, наносимый им умышленно или даже несознательно со стороны человека, был чреват негативными последствиями для него. Посвящённые люди (в том числе и опытные охотники) прекрасно были осведомлены, что добыча посылается им свыше, и всё, что выходит за рамки (здесь не было четких правил, охотник сам знал, когда следует остановиться), уже не от Тенгри, а от темных сил. К тому же во всех традиционных культурах мира в охотничьих обрядах ещё с глубокой архаики существовал негласный закон: охотники просили прощения у убитых ими животных, отдавая дань уважения их скорости, ловкости, силе духа и жертвенности и взывая к «духам-хозяевам», опасаясь их мести», – добавляют Султанова и Шайгозова.
В целом, как в случае с куклами-людьми, так и куклой-козлом мы видим, что изначально игрушки несли защитную силу, но по мере взросления ребёнка учили его жизни и мастерству.
А сейчас они помогают нам понимать быт того времени.
✅ Подписывайтесь на https://t.me/ayel_kz