В казахстанских кинотеатрах в сентябре стартовал показ фильма «Субстанция», одного из самых обсуждаемых хорроров уходящего года. Вот уже вторую неделю в TikTok можно встретить видео, где зрители снимают свою реакцию во время или сразу после просмотра кино – показывают нервно дёргающийся глаз или полную растерянность.
Интернет-пользователи пишут: «Теперь мне надо к психологу…»; «Мы с другом ходили, нас начало подташнивать в конце фильма, а 7 человек выбежали из кинозала»; «Однозначно фильм не для слабонервных…». Вместе с тем большинство подмечает, что сцены в фильме, несмотря на «кровавость», скорее «мерзкие и противные», чем «страшные».
Так что же там такого «скандального» наснимала французская режиссёрка Корали Фаржа? Да всего лишь показала, как сногсшибательная Деми Мур в роли старящейся фитнес-иконы Элизабет Спаркл в прямом смысле «из кожи вон лезет», чтобы подстроиться под нереалистичные стандарты красоты.
Телеграм-канал Ayel посмотрел фильм и рассказывает, почему это важное кино о женщинах.
Осторожно: в тексте будут спойлеры!
«Субстанция» – второй полнометражный фильм Корали Фаржа. Показанный в основном конкурсе на Каннском кинофестивале 2024 года, фильм получил премию «За «лучший сценарий»».
Главная героиня – голливудская знаменитость Элизабет Спаркл, чья звезда на аллее славы буквально дала трещину. Но вот уже много лет она ведёт собственную фитнес-программу на телевидении и кажется вполне довольна жизнью. До тех пор, пока, очутившись в мужском туалете, не подслушивает разговор своего карикатурно мачистого босса (камера делает всё, чтобы он был отвратителен зрителю), который говорит, что ему в программу «срочно нужна МОЛОДАЯ!».
После услышанного героиня с укоризной рассматривает своё лицо в туалетном зеркале. Практически любой зрительнице в этот момент непросто удержаться от возгласа: «Деми, ты восхитительна!» (актрисе за 60), и в этом кроется непримиримое противоречие – сама Элизабет (и предположу, Деми Мур тоже) вовсе недовольна отражением.
Когда вскоре увольнение происходит, Элизабет, наблюдая за рулём машины, как рабочие сдирают её лицо с билборда, попадает в аварию. В кабинете врача она уязвимо расплачется и тогда получит предложение от загадочного молодого человека воспользоваться секретным веществом, которое сделает из Элизабет «её улучшенную версию». Конечно, уже здесь мы понимаем, что ничего хорошего из эксперимента не выйдет. Хотя из самой Элизабет после укола флуоресцентной жижи действительно выйдет кое-что. И это кое-что – совершенно другой человек. Гладкая, идеальная, а самое главное – МОЛОДАЯ особа по имени Сью (её играет американская актриса и модель Маргарет Куолли). Именно она впоследствии займёт место Элизабет и будет новой ведущей фитнес-шоу. Однако, традиционно, в таких делах не обойтись без злополучного «но».
Создатели секретного вещества постоянно говорят: «Помните, вы – одно целое!» (то есть свежая Сью и увядающая Элизабет – один человек) и указывают в скупой инструкции необходимость меняться телами каждые семь дней. Тут, к слову, показательно, как быстро героиня разобралась в том, что и в какой последовательности следует себе колоть, – медицинских игл, баночек, пакетиков и трубок, которыми ей следовало воспользоваться, было предостаточно. Получается, если речь заходит об омоложении, женщина способна решить задачу любой сложности.
Предугадать дальнейшее развитие событий несложно – Сью молниеносно становится звездой, а оживлять старую себя ей с каждым разом всё сложнее и сложнее. Она начинает «отъедать» время у Элизабет – будит её позже положенного срока, из-за чего тело Элизабет становится всё уродливее и уродливее. Постепенно героиня превращается в скрюченного, лысого старика (этот образ Деми Мур теперь навеки запечатлён в моей голове). И даже тогда она не хочет заканчивать эксперимент – о том, что альтернатива старости – это смерть, Элизабет забыла или никогда не знала.
Борьба с самой собой заканчивается убийством (тут наблюдать за происходящим по-настоящему страшно), рождением монстра и фееричной сценой с фонтаном крови в духе Тарантино.
Фильм местами чрезмерно физиологичен (учитывая контекст это, разумеется, уместно), динамичен, полон сарказма, иногда юмора и в нём много отсылок к известным фильмам. Самая быстро угадываемая – к фильму Роберта Земекеса «Смерть ей к лицу». Однако в отличие от оскароносной комедии, где единственный положительный герой – мужчина (его, кстати, сыграл бывший муж Деми Мур Брюс Уиллис), в фильме не чувствуется ни капли осуждения по отношению к женщине.
Вы когда-нибудь читали комментарии в соцсетях под фотографиями в стиле «тогда и сейчас» знаменитых актрис или медийных персон? Я читала. Если женщина воспользовалась услугами пластических хирургов или косметологов, ей напишут: «Фу, как натянулась!». Если женщина предпочитает стареть естественно, ей напишут: «Фу, как постарела!».
Помимо комментариев интернет-пользователей, я, само собой, читаю и новости. На днях, скажем, прочла статью о том, что жительница Великобритании умерла после «бразильской подтяжки ягодиц». До этого – статью о том, что в мире растёт число детей, желающих приобрести антивозрастные продукты. Ещё раньше – о том, что в мире более 70% женщин недовольны формой и размерами своей груди, и ежегодно в разных странах мира проводят более 11 миллионов пластических операций.
В общем-то, смотреть «Субстанцию» так же тяжело и болезненно, как регулярно читать подобные новости.
«Субстанция» – не что иное как сатирическая сказка о женоненавистничестве и объективации тела, которая, к сожалению, абсолютно реальна.
Автор: Тоня Шипулина
✅ Подписывайтесь на https://t.me/ayel_kz