Об этом сегодня на парламентских слушаниях, посвященных проблеме закредитованности населения, рассказал заместитель министра внутренних дел Игорь Лепеха.
По его данным, в текущем году зарегистрировано свыше 13,7 тыс. фактов интернет-мошеничества, в результате которых пострадало более 13,5 тыс. человек. Причем попадают на удочку совершенно разные категории граждан – это работники бюджетной сферы, госслужащие, предприниматели, пенсионеры и т.д. Общий ущерб гражданам составил 11,4 млрд тенге.
Существует четыре наиболее распространённых способа обмана:
мошенники размещают онлайн-объявления о продаже несуществующих товаров или услуг;
обзванивают граждан, представляясь сотрудниками банков и правоохранительных органов, внушая и моделируя различные ситуации;
предлагают выгодно вложить деньги в различные инвестиционные проекты;
создают фишинговые сайты разных компаний и организаций, через которые в последующем получают конфиденциальную информацию пользователей.
По словам Игоря Лепехи, практически все интернет-мошенничества, связанные с оформлением на доверчивых граждан онлайн-кредитов и займов, а также хищением их банковских накоплений, совершаются преступниками из-за рубежа.
- Именно они представляют главную экономическую угрозу для наших граждан.
В результате совершённых ими порядка 9 тыс. преступлений гражданам причинен ущерб около 7 млрд тенге, из них 5,8 млрд тенге оформлены в виде кредитов и займов. По социальному портрету к таким мошенникам относятся специально обученные в психологическом плане мужчины и женщины в возрасте от 20 до 45 лет, свободно владеющие русским языком, входящие в состав зарубежных ОПГ, работающих по принципу call-центров, с постоянной дислокацией в странах ближнего и дальнего зарубежья. Между ними имеется чёткое распределение ролей: переговорщики, хакеры, IT-специалисты и даже своя служба безопасности, - сказал замминистра.
По словам Игоря Лепехи, бороться с такими транснациональными ОПГ очень сложно, однако успехи все же есть. Так, в конце прошлого года сотрудники МВД установили на территории Украины месторасположение одного из крупнейших мошеннических call-центров, который работал исключительно в отношении граждан Казахстана. Наши полицейские отправились туда и совместно с украинскими коллегами ликвидировали центр. В результате операции были задержаны 40 подозреваемых, изъято большое количество компьютерной и иной спецтехники. Сейчас эксперты занимаются разблокировкой этих гаджетов для извлечения данных о казахстанцах, которых они обманули.
Для того, чтобы оставаться в тени, мошенники используют так называемых дропперов из числа казахстанцев, которых они находят в Telegram-каналах. Им поручают открыть счета в нескольких банках, на которые в дальнейшем поступают деньги потерпевших. Порядка 10 процентов от получаемой суммы дропперы оставляют себе, остальное перечисляют мошенникам. Так выводится порядка 90 процентов похищенных денег, следы которых потом теряются.
По данным МВД, в ходе оперативных мероприятий установлено 929 дропперов, чьи банковские карты использовали мошенники. Однако в связи с отсутствием уголовной ответственности за подобные действия многие дропперы остаются безнаказанными.
- Только 9 процентов, или 85 лиц, относящихся к этой категории, привлечены к уголовной ответственности ввиду наличия достаточных оснований их соучастия в мошенничестве. Процессуальный статус остальных пока не определен, все они заявляют, что якобы ничего о мошенничествах не знали. Сразу отмечу, что для устранения проблемы проведена определенная работа, проект необходимых поправок в законодательство уже рассматривается. В статью 205 УК РК вносятся дополнения, предусматривающие ответственность за умышленную передачу личных данных с предоставлением доступа в банковские и иные финансовые системы, - сказал Игорь Лепеха.
Подписывайтесь на https://t.me/politprosvet_kz