top of page
Фото автораAyel

В центре скандала: кто такая Татьяна Бакальчук (Ким) и почему о ней все говорят?





В последние недели имя Татьяны Ким (ранее известной как Татьяна Бакальчук) не сходит с первых полос новостей. Основательница крупнейшего российского маркетплейса Wildberries оказалась в центре громкого скандала, связанного с разводом и борьбой за контроль над бизнесом.


Но кто она такая и почему её история вызывает такой резонанс?


Для многих женщин Татьяна – образец self-made woman: предпринимательница, которая смогла построить огромную компанию, будучи матерью семерых детей, стала второй богатейшей женщиной России. По данным Forbes, в 2024 году её состояние оценивалось в 5,5 миллиарда долларов.


В материале «Крупная ягода» 2012 года журналисты Forbes так описывают зарождение бизнеса:


«Осень 2004 года. Дождь. Татьяна Бакальчук, преподаватель английского, через всю Москву едет на общественном транспорте –метро, автобус, 10 минут пешком – за очередной 20-килограммовой посылкой с одеждой из Германии. Обновки не для неё, но принцип «своя ноша не тянет» работает: клиенты, которые заказали вещи из немецкого каталога через фирму Татьяны, оплатят их с наценкой. Квартира завалена коробками, но ни Татьяну, ни её мужа, ни дочку-грудничка это не смущает».


Изначально Wildberries строилась как семейный бизнес, о чём предпринимательница сама упоминала в различных интервью.


Когда Татьяна Бакальчук решила открыть своё дело, её муж Владислав уже был предпринимателем. Сайт интернет-магазина Wildberries сделала принадлежащая ему компания UTech, которую он основал в 2002 году в возрасте 25 лет.


Бизнес развивался, постепенно становясь успешным. Хотя не без осечек. С 2014 по 2017 год Wildberries выступал ответчиком в 40 исках на 283 млн рублей.


Взлёт Wildberries обеспечили два ключевых решения:


  • компания ввела бесплатную доставку – первой на рынке;

  • начала максимально быстро охватывать страну пунктами выдачи заказов (ПВЗ) с примерочными. На конец 2022 года сеть компании насчитывала более 27 тыс. ПВЗ, из которых свыше 13 тыс. ПВЗ работали по франшизе.


В марте 2020 года Бакальчук записала видеообращение, в котором назвала уникальным соглашение о правилах торговли на время пандемии коронавируса, достигнутое между крупными ретейлерами. Она также призвала продовольственных ретейлеров «перестать лукавить» и присоединиться к сделке, переведя все магазины в режим пунктов выдачи заказов.


Однако в 2024 году в июле стало известно о слиянии Wildberries с Russ, крупнейшим игроком на рынке наружной рекламы. Эта сделка вызвала множество вопросов у экспертов и участников рынка, так как Wildberries значительно крупнее Russ по всем показателям. Распространились слухи, что у Татьяны завязался роман с директором Russ – Робертом Мирзояном.


Бакальчук рассказала, что это она была инициатором начала переговоров об объединении компаний. Описывая реакцию мужа Владислава, Татьяна отметила, что у него было «сильное недоверие» к оценке бизнеса Russ, но он не был против объединения как такового. При этом, согласно выписке из ЕГРЮЛ, Владиславу Бакальчуку принадлежит 1% в ООО «Вайлдберриз», гендиректором которого является Татьяна Бакальчук. Ей же принадлежат остальные 99%.


Одновременно с этим общественность узнала о разводе Татьяны с Владиславом Бакальчуком, который утверждал, что сделка по слиянию была проведена без его ведома и согласия, что привело к публичному конфликту между супругами. Мужчина обратился к главе Чечни Рамзану Кадырову, тот заявил, что в Wildberries происходит «откровенный и наглый рейдерский захват».


«Жену Владислава Сергеевича Татьяну рейдеры оградили от мужа и семерых детей. Супруги не имеют возможность увидеться и пообщаться, чтобы хотя бы обсудить происходящее», – написал Кадыров в Telegram.


Кадыров заявил, что не может «оставаться в стороне от крупной по масштабам страны махинации», и сделает «всё возможное», чтобы «помочь вернуть в семью Татьяну Владимировну и защитить законный бизнес».


В дело неожиданно вмешались такие публичные фигуры, как, например, рэпер Тимати и продюсер Иосиф Пригожин. Они тоже призывали «вернуть Татьяну в семью».


Ситуация накалилась до предела в сентябре, когда возле офиса Wildberries в Москве произошла перестрелка, в результате которой погибли два человека. 18 сентября силовики также задержали Владислава Бакальчука. Через два дня он сообщил, что находится дома и с ним всё в порядке.


После этого Татьяна Бакальчук запустила процесс смены фамилии на девичью (Ким), а также изменила название своего канала в Telegram.


В одном из своих видео она сказала:


«Я очень сильно сожалею, что Владислав решил предать огласке наши с ним семейные трудности. Я считаю, что личная жизнь каждого человека –личное дело этого конкретного человека, и буду рада, если мне позволят подробности моей личной жизни оставить при себе».


4 октября Владислав Бакальчук сообщил, что подал иск к Татьяне, общая сумма которого превышает 350 млрд рублей.


Wildberries работает в Казахстане с 2014 года. Forbes.kz указывает, что с начала 2022-го по начало 2023 года количество партнерских пунктов выдачи заказов (ПВЗ) Wildberries в стране увеличилось более чем в 8 раз – с 42 до 348 единиц. К августу 2024 года маркетплейс имел в Казахстане уже 1,5 тысячи ПВЗ. Министр торговли и интеграции Арман Шаккалиев говорил, что на конец прошлого года только на двух российских площадках – Ozon и Wildberries – работало свыше сотни тысяч казахстанских продавцов: 45 400 и 55 704, соответственно.


Несмотря на происходящее, компания заверяет, что «продолжает работу в стабильном режиме для обеспечения клиентов товарами и услугами, все обязательства исполняются в полном объёме». 



✅ Подписывайтесь на https://t.me/ayel_kz

bottom of page