top of page

Галина Юзефович: «После веков унижений и издевательств литература оставлена на откуп женщинам»

  • Фото автора: Ayel
    Ayel
  • 19 февр. 2024 г.
  • 3 мин. чтения

На прошлой неделе известная российская литературная обозревательница и преподавательница Галина Юзефович прилетела в Алматы, чтобы прочитать лекцию на тему: «Литература – женское дело: почему (почти) все новые писатели – это писательницы». Разговор был посвящён тому, какой сложный путь прошли писательницы, чтобы попасть в эту престижную профессию.


Телеграм-канал Ayel побывал на мероприятии и делится основными тезисами и выводами. (Спойлер: как только женщины добились своего, престиж писательства сразу упал).


Как было?


В начале XVIII века увлечение женщин написанием стихов и романов воспринималось обществом как странное хобби, которое дозволялось, но с некоторыми оговорками. При этом считалось, что если «мужчина пишет, потому что ему нужно сообщить миру что-то важное», то «женщина пишет, потому что у неё прямо сейчас закончились цветные нитки, и она не может вышивать».


По мере эмапсипации и с появлением литературных журналов женщины начали писать для заработка. Правда, вынуждены были брать себе мужские псевдонимы. Кстати, как подмечает Юзефович, «предрассудок о том, что «мужская книга» продаётся лучше, дожил до конца XX века» – здесь уместно вспомнить Джоан Роулинг, опубликовавшую первую книгу о Гарри Поттере под инициалами. Издатели очень опасались, что мальчики (целевая аудитория) не станут читать книгу, написанную женщиной.


Начиная с 70-х годов женское писательство становится некой формой сопротивления. 

«Оно словно форма социального протеста против давления общества».

Конечно, растущая женская свобода и самостоятельность, в том числе писательство, нередко высмеивались в карикатурах (например, художники изображали женщину за письменным столом, которая настолько увлечена написанием рукописи, что не замечает страшного бардака в доме и тонущего в кастрюле за спиной ребёнка), но процесс изменений уже был запущен. Женское писательство превратилось в «социально-приемлемое» занятие. Так, в Англии, по данным переписи населения за 1871 год, 255 женщин назвали себя писательницами. В 1891 году писательниц было уже 660.



После Второй мировой войны у женщин появляются свои деньги и право ими распоряжаться, рождаются писательницы вроде Барбары Картленд (одна из наиболее плодовитых английских писательниц XX века, в общей сложности её бульварных романов было продано более 1 миллиардов экземпляров). Вот тогда-то количество читательниц растёт в геометрической прогрессии.  


Как сегодня?


В наши дни, по данным Publishers Weekly, 17 из 25 самых продаваемых в США в 2023 году книг написаны женщинами. В России, по информации Forbes, в этом же году 12 из 20 книг написаны женщинами.


Галина отмечает, что «литература, остававшаяся совершенно мужской областью на протяжении примерно всего существования литературы как способа коммуникации, становится женской». В том числе это происходит потому, что поменялся состав читательской аудитории – женщины, как выясняется из исследований, читают гораздо больше:


«В среднем в год мужчины прочитывают 4 книги, а женщины – 10 (данные исследовательского центра Pew Research Center за 2021 год. – Ред.). Это не очень много, цифры не астрономические, но, тем не менее, они репрезентативны», –говорит Галина.  

Однако новость о том, что профессия писателя стала преимущественно женской, не такая радостная, как может показаться на первый взгляд. Ведь престиж профессии упал.

«В XIX и на протяжении большей части XX века писатель – это публичная фигура, «пастырь народов», мудрец и человек, который обладал огромным весом, без него фактически не принимались важные решения.
…Теперь литература теряет свой престиж. Если на протяжении большей части истории она была областью высоко-конкурентной, очень активной и динамично-развивающейся, то сейчас это выглядит совершенно по-другому. Чем ниша престижнее, тем больше в ней мужчин.
Мужчины не то чтобы совсем ушли, но постепенно в литературе их становится меньше. Поле боя принадлежит «мародёрам». Женщины в данном случае выступают, как мародёры, которые приходят туда, где уже нет такой высокой конкуренции – осваиваются на пепелище».

«Женщины преодолели барьер»


Впрочем, есть и хорошие новости. По словам Галины, «гендерные границы перестают быть настолько важны».  


«Если Джоан Роулинг не хотели публиковать под женским именем, чтобы не отпугнуть мальчиков (книжка про мальчиков, а написала какая-то «тётка» – «что она про нас, парней, может знать?»), то сейчас абсолютно понятно, что так не работает. Люди перестают обращать внимание на гендер автора. Мужчины спокойнее относятся к книгам, написанным женщинами.
На уровне производства и потребления контента перестаёт быть значимой характеристикой, кто автор – женщина или мужчина».  

Сегодня женщины пишут на разные темы, работая в самых разнообразных жанрах (здесь и хорроры, и детективы, и фантастика). Рассказывают писательницы и о том, о чём раньше не могли:


«Проявления женской телесности долгое время были табуированы. Когда женщина вырывается на свободу, своим подругам-читательницам она хочет рассказать в том числе о теле – это очень важно».

Женщинам сегодня всё легче и легче издаваться. И иногда женщине издаться даже проще, чем мужчине, потому что «все привыкли, что все новые писатели – это почти всегда женщины. Женщины преодолели барьер».


«Коротко говоря, после веков унижений и издевательств, после веков долгих тёмных лет мы вышли в ту точку, когда литература практически оставлена на откуп женщинам», –
резюмирует Галина.

Когда лекция подошла к концу, из зала прозвучал вопрос о том, знакома ли обозревательница с какими-нибудь казахстанскими писательницами. Галина Юзефович ответила, что знает пару русскоязычных авторов, но, по её мнению, литература в Казахстане будет развиваться, прежде всего, на казахском языке.


«У меня есть гипотеза, она не проверенная, что всё-таки казахстанская литература будет развиваться на казахском языке. Мне кажется, это естественный путь».

✅ Подписываем на https://t.me/ayel_kz

bottom of page