top of page
Фото автораПолитпросвет.kz

Глава Минпрома и депутат поспорили из-за шинного завода в Сарани


 

Сегодня в мажилисе прошел правительственный час на тему «Новая промышленная политика – качественно новая модель развития обрабатывающей промышленности», в ходе которого министр промышленности и строительства Канат Шарлапаев доложил о текущей ситуации и планах по развитию основных промышленных отраслей. Он также рассказал о том, какие меры для развития этой сферы принимает государство. Так, в целях оказания финансовой поддержки и стимулирования предприятий обрабатывающей промышленности создан Фонд развития промышленности. Этот фонд является оператором долгосрочного лизингового финансирования проектов обрабатывающей промышленности по ставке не более 9% для конечного заемщика.

 

- В 2023 году 544 промышленно-инновационным проектам обрабатывающей промышленности оказаны меры государственной поддержки на общую сумму 661,5 млрд тенге. По лизинговому финансированию поддержано 27 проектов на общую сумму 187 млрд тенге, в том числе Astana Motors Manufacturing Kazakhstan по производству легковых автомобилей, «Зерде Керамика Актобе» по производству керамогранитной плитки и Kama Tyers по производству автомобильных шин. По предэкспортному финансированию Банк развития Казахстана простимулировал 23 проекта на 123 млрдтенге, в том числе завод «Проммашкомплект» по производству железнодорожных колес и Уральский трансформаторный завод по производству электродвигателей. По долевому и мезонинному финансированию Kazakhstan Investment Corporation профинансировал 7 проектов на сумму 20 млрд тенге, - сообщил министр.

 

Он также пояснил, отвечая на вопрос депутата Альберта Рау, чем новая промышленная политика отличается от прежней.

 

- Сейчас мы начали делать, в отличие от предыдущего периода, чуть-чуть по-другому. Первое – все крупные проекты, которые сейчас реализуются, они все реализуются с очень известными технологическими партнёрами. У нас бытует мнение, что можно дать любому человеку денег, и он на эти деньги всегда сможет сделать что-то. Это абсолютно не соответствует действительности. Если человек ни одного завода в жизни не построил, хоть миллиард долларов дайте, он никогда их не построит. Вот наличие правильного технологического партнёра – это один из важных аспектов развития промышленности. Второе – не все индустрии подходят Казахстану. Это тоже надо понимать. …У Казахстана огромное металлургическое наследие, мы всегда были крупной металлургической страной. Поэтому мы просто наращиваем на той базе опыта, человеческого капитала, который существует, – сказал Канат Шарлапаев. 

 

Между тем депутат Мурат Абенов заявил, что слова членов правительства нередко расходятся с делом.

 

- Проект и планы очень хорошие, на все вопросы отвечаете, объясняете. Но избиратели ставят перед нами вопрос о том, что очень часто чиновники обещают, озвучивают цифры, а потом они не выполняются. По сути это тоже обман. Сейчас любого гражданина, который неправильную информацию про министерство дает, привлекают к ответственности. Скорее всего, это правильно, если он вводит в заблуждение. Но когда чиновники вводят в заблуждение, почему их к ответственности не привлекают? Вот заявили в прошлом году, что построят 170 заводов, а ввели только 50. И только по 8 есть акты ввода, и все! – сказал он.

 

В качестве конкретного примера Мурат Абенов привел завод Kama Tyers по производству автомобильных шин в Сарани, который упоминал в своем выступлении Канат Шарлапаев.

 

- Огромные деньги туда ушли из Национального фонда, небывалые. Ни одно предприятие столько денег, наверное, не получало. …98 миллиардов мы должны были вложить… В чем причина? Тогда говорили о 3 млн (штук шин – авт.) в год, вы сейчас говорите: 500 штук всего лишь. Вы сейчас неплохо аргументируете, что вам старое наследство осталось. Но когда начинался проект, в 2022 году вы руководили «Байтереком», ездили на этот завод и докладывали, что даже с опережением графика идете, что придется вам раньше запустить и куда эти шины девать. Вроде в 2023 году Роман Скляр запустил, и опять сегодня мы на старте. В  чем причина? Давайте анализ сделаем. Может, россияне не до конца деньги вложили? Может, они сейчас не хотят уже, они же под санкциями находятся? Может, они не проявляют инициативу, потому что им самим некуда продавать шины? Еще что-то, менеджмент плохой? Или уже наши деньги разворовали? Где, кстати, деньги (40 млрд или 98 млрд), куда они ушли? …Вот вы заявили, что док конца года 1 млн шин выпустят. Вы лично как министр готовы нести ответственность, если ваши красивые цифры, оптимистичные заявления не выполнятся? – поинтересовался народный избранник.

 

В ответ Канат Шарлапаев упрекнул депутата в подмене понятий.

 

- Никаких нацфондовских денег в этом проекте никогда не было. И каждый раз, когда вы на публику, на камеру это говорите, я считаю, что это чуть-чуть искажение фактов. Пожалуйста, давайте будем точнее. Я не хочу вступать в полемику, я хочу вас сказать следующее. До конца года этот завод произведет 1 млншин по маркой Attar – это казахстанская марка, уже официально зарегистрированная. Это первое. Второе: проектная мощность этого завода – 3,5 млн шин в год. То есть с учетом того, что мы выходим на производственную мощность только сейчас, мы произведем до конца года 1 млн. В дальнейшем производственную мощность этого предприятия мы нарастим до 3,5 млн. Как использованы были наши деньги? …На этом заводе сам лично был и приезжал туда каждый месяц, пока велось его строительство. Последний раз мы были, на этом предприятии в феврале вместе с другими членами правительства. У меня никаких сомнений нет, куда деньги потрачены, потому что завод стоит, абсолютно все оборудование завезено. И я рекомендую вам туда съездить и посмотреть на самое предприятие, - заявил министр.

 

Подписывайтесь на https://t.me/politprosvet_kz

Похожие посты

Смотреть все

В области Улытау сменился аким

Президент освободил Берика Абдыгалиулы от должности акима области Улытау, сообщила пресс-служба Акорды. Напомним, он занимал этот пост с сам

Comments


bottom of page