top of page

Главную причину плохих дорог назвал глава ВАП Алихан Смаилов

  • Фото автора: Политпросвет.kz
    Политпросвет.kz
  • 12 июн. 2024 г.
  • 2 мин. чтения

 

Сегодня председатель Высшей аудиторской палаты Алихан Смаилов выступил на пленарном заседании мажилиса с докладом об эффективности использования бюджетных средств, выделенных на развитие транспорта и обеспечение государственного контроля в этой области. В целом, по его словам, аудит проведен на 23 объектах с охватом 3 трлн тенге. По его результатам выявлены финансовые нарушения на 29 млрд тенге, неэффективное планирование и использование бюджетных средств – на 168 млрдтенге. Экономические потери и упущенная выгода составили 307 млрд тенге. 5 материалов переданы в правоохранительные органы, 117 материалов направлены для привлечения виновных к административной ответственности.

 

По данным ВАП, за последние 4 года на строительство, реконструкцию и содержание автомобильных дорог выделено порядка 1,9 трлнтенге. Тем не менее доля дорог республиканского значения в хорошем и удовлетворительном состоянии составляет всего 72%.

 

- Ключевым фактором, способствующим разрушению дорог, является проезд тяжеловесных транспортных средств с нарушением разрешенной массы. Эта проблема существует и никак не решается долгие годы по причине лоббирования интересов отдельных участников перевозочного процесса и отсутствия принципиальной позиции. Некорректно фиксируются нарушения, установленные автоматизированными станциями измерений. Нужен категорический запрет на проезд большегрузов по дорогам общего пользования и ужесточение ответственности за причиняемый ущерб государству, - заявил Алихан Смаилов.

 

Еще одной причиной плохого качества дорог ВАП реализацию проектов по среднему ремонту дорог, не требующих разработки проектно-сметной документации и проведения экспертизы.

 

Алихан Смаилов также сообщил, что по итогам аудита установлено низкое качество управления проектами по международным займам под гарантию государства. Кроме того, имеет место затягивание сроков их реализации. Следствием этого стали потери республиканского бюджета почти на 40 млрд тенге в виде выплаты вознаграждений за обслуживание оплаченных и неосвоенных авансов, удорожание проектов на 294 млрд тенге и выплата АО «НК «КазАвтоЖол» 21 млрд тенге не подтвержденных затрат.

 

Что касается железнодорожной отрасли, то на ее развитие за 4 года направлено около 2 трлн тенге, в том числе 332 млрд тенге из бюджета. Однако этого оказалось недостаточно для бесперебойного и качественного обеспечения потребности экономики в перевозках грузов и пассажиров. Так, имеет место высокий износ железнодорожных сетей, локомотивов и вагонов. За 2020-2023 годы зафиксировано более 4 тыс. нарушений безопасности движения на магистральных, стационарных и подъездных путях. Задержка пассажирских поездов за 2023 год составила 412 часов, что в 5 раз превышает показатель 2022 года.

 

- Некогда самодостаточная компания «Қазақстан теміржолы» (КТЖ) по причине неэффективного и консервативного менеджмента, непродуманного разгосударствления находится на грани выживания. Все высокодоходные услуги переданы в руки частных компаний. Созданные условия для излишних посредников вокруг КТЖ привели к завышению стоимости приобретаемых товаров и услуг более чем на 80 млрд тенге, - заявил глава ВАП.

 

Алихан Смаилов отметил, что все убытки перекрываются в основном за счет транзитных доходов КТЖ, и назвал это прямой дорогой к банкротству.

 

- Сегодня КТЖ не способна оплачивать свои обязательства. Компания находится в «красной» зоне кредитного риска. Ее долг на начало 2024 года составлял 2,9 трлн тенге и продолжает расти. 45% или 1,3 трлн тенге из общего долга направлено на рефинансирование ранее принятых долговых обязательств, - сказал он.

 

По мнению ВАП, в ситуации с КТЖ сегодня нужны кардинальные меры:

 

  • правительству и АО «Самрук-Қазына» решить вопрос долговой нагрузки КТЖ;

 

  • обеспечить направление доходов исключительно на восстановление производственных активов, в том числе на реновацию магистральной железнодорожной сети;

 

  • предусмотреть институт внешнего управляющего по развитию национальной железнодорожной компании;

 

  • ускорить цифровизацию процессов управления ж/д инфраструктурой и перевозками;

 

  • исключить излишние частные посреднические структуры в организации производственно-технологических процессов и при перевозках грузов и пассажиров.

 

Подписывайтесь на https://t.me/politprosvet_kz

Похожие посты

Смотреть все
bottom of page