Высшая аудиторская палата выявила в министерстве экологии и природных ресурсов финансовые нарушения на 277 млн тенге, еще 2,4 млрд тенге были неэффективно использованы. Госаудит ведомства показал, что в стране неэффективно управляют отходами, и остро стоит проблема с загрязнением окружающей среды.
Отметим, Программа управления отходами принята в августе 2021 года, когда формально у Минэкологии не было руководителя — его обязанности исполнял вице-министр Ахметжан Примкулов. Сегодня он, к слову, обвиняется в коррупции по делу об утильсборе. Спустя месяц после утверждения программы министром был назначен Сериккали Брекешев. Мы писали о нем в нашей рубрике «Откуда деньги на часы?».
Аудиторы еще обратили внимание на работу АО «Жасыл Даму», оператора системы торговли углеродными единицами. По их словам, организация выполняет свои обязательства не в полной мере. Её, к слову, создали еще при Нурлане Каппарове в 2012 году на базе НИИ экологии и климата министерства охраны окружающей среды. С тех пор ведомство успели упразднить и снова воссоздать, в нем сменились три руководителя.
Кроме того, в министерстве продолжается аудит, в том числе, реализации «Казводхозом» проектов в рамках международных займов. Об этой организации и ее незавершенных проектах подробно рассказывал (https://t.me/fund_anticorr/2905) «Фонд-бюро расследования коррупции». «Казводхоз» при этом родился не в недрах экологического ведомства — только в 2019 году при Магзуме Мирзагалиеве он перешел под крыло Минэкологии из Минсельхоза. Один же из последних скандалов вокруг организации развернулся уже в период работы Брекешева в прошлом году.
Наш автор Ольга Настюкова изучила судьбу руководителей Минэкологии и пришла к неутешительному выводу: во многих случаях их карьеры были тесно переплетены с добывающим сектором. Пожалуй, это говорит о том, что государство все еще воспринимает окружающую среду, прежде всего, как ресурс для экономики, а не объект для защиты.
Часть первая: Анатолий Дубицкий, Святослав Медведев, Николай Баев, Серикбек Даукеев, Андарь Шукпутов, Айткуль Самакова, Камалтин Мухамеджанов
На заре независимости Государственный комитет Казахской ССР по экологии и природопользованию возглавлял Анатолий Дубицкий (1932-1998), доктор биологических наук, профессор, руководитель Института зоологии.
В 1992 году было образовано министерство экологии и биоресурсов, которое несколько лет возглавлял Святослав Медведев. В 1998 году он вернулся в Костанайскую область, где работал ранее, и ушёл в начальники управления архивов и документации. Затем Святослав Александрович и вовсе занял кресло инспектора-методиста.
Более успешную карьеру на госслужбе сделал его преемник Николай Баев. Поработав министром, Баев стал советником премьер-министра Нурлана Балгимбаева, затем — акимом Мангистауской области, а после надолго задержался в нефтедобывающей компании «Казахтуркмунай», где, возможно, до сих пор курирует связи с правительством.
После Баева экологией занялся известный государственный деятель и академик, геофизик по образованию — Серикбек Даукеев. Он занимал пост министра геологии и охраны недр в 1993-1997 годах.
При Даукееве ведомство дважды переименовывали. Сначала оно называлось министерством экологии и биоресурсов, потом — экологии и природных ресурсов, затем — природных ресурсов и охраны окружающей среды. Кстати, в ту пору — в начале нулевых — министерство почему-то находилось в Кокшетау.
Даукеев после «ссылки» в Акмолинской области пошел на повышение — возглавил «нефтяную» Атыраускую область, а также стал членом Совета директоров тогдашней Национальной нефтяной компании «Казахойл» и Банка развития Казахстана.
Затем в ведомство пришел Андарь Шукпутов, бывший заместитель руководителя канцелярии премьер-министра. Правительство тогда, к слову, возглавлял Токаев. В министерском кресле Шукпутов пробыл два года, а затем получил назначение послом в Азербайджан и Грузию.
Вернувшись в Казахстан, он какое-то время возглавлял социально-предпринимательскую корпорацию «Батыс», работал вице-министром финансов, а потом (как и его предшественник) ушел в «нефтянку», став сначала руководителем аппарата акционерного общества «КазМунайГаз», а затем — генеральным директором нефтесервисной буровой компании «KMG Drilling&Services» (актив КМГ).
Работу министром охраны окружающей среды Айткуль Самакова совмещала с председательством в Национальной Комиссии по делам семьи. По некоторым данным, непосредственно управление «природными ресурсами» — лесным, рыбным и охотничьим хозяйствами — в тот момент «отдали» в Минсельхоз.
Отметим, потом Айткуль Байгазиевна уже больше не занималась охраной окружающей среды, а посвятила себя вопросам гендерной политики (как Советник президента) и финансово-страховой деятельности, став членом совета директоров АО «Экспортно-кредитная страховая корпорация «КазЭкспортГарант». Сейчас это экспортная страховая компания KazakhExport.
После нее ведомство на два месяца возглавил экс-аким Карагандинской области Камалтин Мухамеджанов. Он уволился, уйдя на работу генеральным директором производственного объединения «Карагандацветмет» (филиал «Корпорации Казахмыс»).
Часть вторая: Нурлан Искаков, Нургали Ашим, Нурлан Каппаров, Магзум Мирзагалиев, Сериккали Брекешев и Зульфия Сулейменова
Нурлан Искаков пробыл министром три года. Во время его работы вспыхнул скандал вокруг хищения бюджетных средств с использованием служебного положения при проведении государственных закупок. Государству был причинен ущерб в размере почти 1,2 млрд тенге. По делу — кроме главы ведомства — проходили его замы и представитель подрядной организации ТОО «Меркурий плюс». В итоге высокопоставленный чиновник получил четыре года лишения свободы.
На смену Искакову пришел Нургали Ашим, ранее возглавлявший Западно-Казахстанскую и тогдашнюю Южно-Казахстанскую области. Кроме того, он был председателем совета директоров «Казатомпрома» и членом совета директоров «КазМунайГаза». После работы в министерстве избирался в мажилис. В 2016 году ушел из публичной политики.
В 2013 году министерство охраны окружающей среды снова было преобразовано в министерство окружающей среды и водных ресурсов. Ведомство возглавил ныне покойный Нурлан Каппаров, предприниматель, один из богатейших людей Казахстана, совладелец и создатель Lancaster Group.
В 2014 году Forbes.kz оценивал его состояние в 110 млн долларов США. Каппарову тоже не был чужд добывающий сектор. В его послужном списке — должности члена совета директоров «КазТрансОйла», председателя совета директоров «ПНПЗ», а также председателя правления «Казатомпрома». В последнюю нацкомпанию он ушёл из министерства.
В 2014 году в связи с реструктуризацией министерств ведомство ликвидировали, а его функции передали министерству энергетики и министерству сельского хозяйства.
В 2019 году, как мы писали выше, было воссоздано министерство экологии, геологии и природных ресурсов.
Глава нового министерства Магзум Мирзагалиев ранее работал заместителем главы Минэнерго. Кроме того, в разные годы он занимал кресла генерального директора ТОО «Тенизсервис» (относится к КМГ) и управляющего директора по сервисным проектам КМГ. После ухода из «экологического» министерства Мирзагалиев оказался в кресле министра энергетики. С апреля 2022 года он — председатель правления, член совета директоров КМГ.
С 2021 по 2023 годы ведомство возглавлял Сериккали Брекешев. Ранее он работал на руководящих должностях в АО «КазТрансГаз» и занимал пост заместителя Мирзагалиева. В посвященном ему материале из рубрики «Откуда деньги на часы?» мы писали, что его родственники работают с компаниями, продающими нефть и газ. Любопытно, что прибыль этих фирм скакнула именно в тот год, когда Брекешев получил пост вице-министра экологии, геологии и природных ресурсов.
В начале 2023 года Зульфия Сулейменова была назначена уже министром экологии и природных ресурсов (без «геологии»). Ранее она была заместителем Брекешева. Она родилась в Актобе, окончила ЕНУ им. Гумилёва со степенью магистра по специальности «Международные отношения», а затем получила PhD в Национальном институте политических исследований Японии по программе «Безопасность и международные исследования».
С января 2021 года и вплоть до своего назначения вице-министром — в марте 2022 года — была членом комитета мажилиса по международным делам, обороне и безопасности и, к слову, прошла туда по списку «Нур Отана».
Трудовую деятельность Сулейменова начала в 2014 году с должности научного сотрудника отдела региональной и глобальной безопасности Центра глобальной политики и безопасности. Кроме этого, Сулейменова поработала в казахстанском и туркменском офисах Программы развития ООН, а также в ЭСКАТО (Экономическая и социальная комиссия ООН для Азии и Тихого океана). Помимо бэкграунда с вопросами окружающей среды министра роднят ещё и личные взгляды — в интервью для «Хабара» Сулейменова рассказала, что не ест мяса, не носит мех и не пользуется косметикой, тестируемой на животных.
Подписаться на @Shishkin_like