top of page
Фото автораПолитпросвет.kz

Госдолг Казахстана: сколько мы должны и что с этим делать?

Каждый из нас не раз сталкивался с таким понятием, как государственный долг. Когда речь заходит о десятках триллионов долларов, трудно не впечатлиться, однако такие астрономические значения не выглядят столь пугающе, если разобраться в вопросе углубленно.


Госдолг Казахстана (25,3 трлн тенге на 1 января 2023 г.) тоже немаленький, и по просьбе подписчиков наш автор Алькен Кенжебаев попробовал разобраться, из чего он складывается, как обслуживается и чем его рост (на 15 процентов за год) может прямо или косвенно повлиять на простого гражданина.

 

Значение термина

 

Прежде всего нужно заметить, что государственный долг имеет сложное и емкое определение, складывающееся из нескольких составляющих.


Обычно под ним подразумевается сумма долговых обязательств перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.


В ст. 201 Бюджетного кодекса РК определение более громоздкое, но суть остается прежней.

 

Из чего складывается госдолг

 

Государственный долг складывается из внутреннего и внешнего, который, как правило, вызывает наибольшую настороженность у простого гражданина.


Внутренний долг - это долговые обязательства государства перед своими резидентами (физлицами и юрлицами, банками, внутренними инвесторами).

 

Самый простой способ стать кредитором государства для обычного гражданина – купить государственные ценные бумаги (облигации). В 2022 году Минфин разместил ГЦБ на общую сумму 4 трлн тенге. Приобрести их в организованном порядке можно на Казахстанской фондовой бирже (KASE), а доходность оценить, например, здесь.

 

Внешний долг - это совокупность обязательств перед иностранными государствами, гражданами, юридическими лицами и международными организациями.


На 1 января 2023 года внутренний долг составил 17,5 трлн тенге (64,4 процента), внешний -  7,8 трлн тенге (35,6 процента).

 

График погашения внешнего долга можно найти в соответствующем разделе сайта Народного банка. Информация по государственному и гарантированному государством долгу, долгу по поручительствам государства публикуется министерством финансов.

 

Можно ли считать официальные данные за абсолютную истину? Внешний госдолг Казахстана, по мнению экономиста Касымхана Каппарова, из года в год искусственно занижается. Существует и «невидимый госдолг», а именно, заимствования квазигосударственногосектора, которые не учитываются правительством.


Например, в 2019 году официальный внешний госдолг составлял 14 млрд долларов, в то же время как долг квазигосударственного сектора, то есть всех государственных компаний составлял 23 млрд долларов.

 

Общий госдолг сегодня, как уже было сказано, – 25,3 трлн тенге или 24,4 процента ВВП (при ВВП 103,6 трлн тенге).


Отношение госдолга к ВВП - важный макроэкономический показатель. И, на первый взгляд, чем ниже это соотношение, тем лучше для государства. Однако есть нюансы. Аналитики Всемирного банка, проводившие исследования в 99 странах мира с 1980 по 2008 годы, считают, что критическое соотношение госдолга к ВВП составляет 77 процентов.

 

Однако множество успешных экономик мира прекрасно функционируют в условиях, когда этот показатель превышает 100 процентов. Во Франции этот показатель (на 3 квартал 2022 года) составлял 234 процента, в Сингапуре - 413 процента, а в крупнейшей экономике мира – США – 149 процентов. И ничего, живут люди и даже процветают.

 

Дело в том, что помимо линейной зависимости, следует учитывать множество других факторов, таких, как кредитный рейтинг страны, доходность ее ценных бумаг, размер международных резервов, уровень инфляции и др.


У США вообще уникальная ситуация. Американский госдолг номинирован в той валюте, над эмиссией которой Федеральная резервная система имеет прямой контроль и при необходимости всегда может включить печатный станок, чтобы выкупить долговые обязательства.

 

Классификация

 

Государственный долг можно градировать по нескольким признакам.


По источнику заимствования он делится на внутренний и внешний.


По периодичности обслуживания и погашения на капитальный и текущий.


По уровню управления госдолг можно разделить на общегосударственный, муниципальный и долг квазигосударственого сектора.


Кроме того, госдолг может быть активным (заимствования, размещаемые с целью финансирования конкретных социально-экономических программ) и пассивным (привлечение займов для финансирования текущих расходов и покрытия дефицита бюджета).

 

Обслуживание

 

Под обслуживанием госдолга подразумеваются операции по выплате доходов держателям государственных долговых обязательств. От эффективности обслуживания и управления зависит, будет ли госдолг препятствием или стимуломэкономического развития.


Обслуживание госдолга предполагает как выплату процентов (текущее обслуживание долга), так и погашение основной суммы. В идеале государство должно в срок погашать проценты по ценным бумагам и кредитным обязательствам, но действительность, порой, вносит свои негативные коррективы.

 

Если платежеспособность государства недостаточна, применяется коррекция займовой политики.


Например, проводится консолидация (перенесение обязательств по ранее выпущенному займу на новый) или унификация (представляет собой объединение нескольких займов в один).


Стерилизация госдолга означает сокращение его размера за счет увеличения денежной массы, что может привести к негативным инфляционным процессам.

 

В особо тяжелых случаях объявляется так называемый суверенный дефолт, когда государство официально признает невозможность выплат по долговым обязательствам перед внешними и внутренними кредиторами. Собственно, дефолт не представляет собой чего-то из ряда вон выходящего.

 

В Аргентине, к примеру, он объявлялся 9 раз, в Греции 2 раза (2012, 2015 годы), в Российской Федерации тоже дважды (в 1998 и 2022 годах). США в ситуациях, когда стране угрожает технический дефолт, просто поднимают верхнюю планку госдолга. Текущий лимит в 31,4 трлн долларов был достигнут 19 января 2023 года, а всего за последние 40 лет потолок госдолга поднимался 45 раз.

 

Казахстану обслуживание госдолга обходится дорого. По запланированным расходам бюджета на 2023 год, на него выделили порядка 1,8 трлн тенге. Для сравнения: в 2013 году эти расходы составляли 177 млрд тенге. То есть за 10 лет обслуживать свои долги стало дороже в 10 (!) раз. При этом сам долг вырос лишь в 5,75 раза (с 4,4 трлн тенге в 2013 до 25,3 трлн тенге в 2023).

 

Как государственный долг влияет на жизнь простого гражданина?

 

Чтобы понять, как госдолг влияет на жизнь каждого отдельно взятого казахстанца, необходимо конкретизировать сущность так называемого «бремени долга».


Под бременем долга понимается снижение уровня жизни тех, кто должен платить налоги, необходимые государству для обслуживания долга. Если говорить о внутреннем долге, то одни люди жертвуют своим благосостоянием из-за того, что другие дают государству в долг.

 

Основатель классической политэкономии Адам Смит еще в 18 веке писал: «Если позволить расточительному государству покрывать его бюджетный дефицит займами у промышленников и торговцев, то бедное капиталом общество лишится доходов, которые в противном случае оборачивались бы производительными инвестициями».


Современные экономисты не так категоричны в суждениях, но полагают, что возникновение долга совпадает по времени с утилизацией ресурсов в счет одолженной покупательной способности.

 

В той мере, в какой ресурсы изымаются из частного пользования, вся упущенная выгода ложится на тех, кто проживает сейчас, в момент займов. В этом отношении займы не отличаются от налогов, которые тоже генерируют упущенную выгоду для тех, кто проживает сейчас.

 

Таким образом, за государственный долг расплачиваемся мы здесь и сейчас, а не гипотетические «будущие поколения».


Будущим поколениям достаются от нынешних займов претензии и обязательства перед государством. Собрав налоги с одних подданных, государство передает их другим подданным. Поскольку претензии равны обязательствам (по крайней мере, в случае внутреннего долга), то чистого бремени для будущих поколений не возникает.

 

У обычного налогоплательщика может возникнуть аналогия между государственным и частным долгом.


Внешний долг действительно имеет некоторое сходство с частным. В обоих случаях для заемщика проценты являются реальным бременем, поскольку сокращаются его сбережения и потребление, а заемная покупательная способность должна быть возвращена кредитору.


Для внутреннего долга ситуация иная. Раз кредиторы живут в одной стране с налогоплательщиками, их претензии должны в сумме равняться налогам, взимаемым государством для обслуживания и погашения долга. Причем сумма долга не имеет значения, так как долг – это единство претензий и обязательств.

 

Жизнь в долг, в кредит давно уже стала привычным явлением в экономической жизни как государств, так и частных лиц. С этим явлением приходится мириться и по возможности регулировать его, минимизировав риски.


Подписывайтесь на https://t.me/politprosvet_kz

Похожие посты

Смотреть все
bottom of page