Недавно столичный департамент Агентства по финансовому мониторингу сообщил о задержании бывшего председателя правления АО «НК «КазАвтоЖол» Аскара Муратулы. Он возглавлял нацкомпанию в 2021-2022 годах и подозревается в хищении бюджетных средств в особо крупном размере во время госзакупок. Пока АФМ выясняет все обстоятельства дела, мы решили посмотреть, какие компании являются крупнейшими поставщиками «КазАвтоЖола» и какие работы они проводили последние несколько лет. Среди их владельцев обнаружились родственники Тимура Кулибаева и Ахметжана Есимова, пара бывших депутатов маслихатов и члены семьи почетного консула Казахстана в Турции Ахмета Будана.
ТОО «Кажсервис»
Налоги: 13,3 млрд тенге с 2017 года (из них 2,8 млрд тенге в 2023 году).
Самым крупным поставщиком «КазАвтоЖола» является его дочерняя компания – ТОО «Кажсервис». За последние 10 лет компания выполнила работ на сумму 137, 3 млрд тенге. Контракты заключались из одного источника путем прямого заключения договора. Самый крупный пришёлся на 2023 год – «содержание автомобильных дорог» на 21 млрд тенге. Речь идёт о ремонте трасс республиканского значения в Абайской, Акмолинской, Атырауской, Восточно-Казахстанской и других областях страны.
ТОО «СП «Сине Мидас Строй»
Налоги: 20,7 млрд тенге с 2015 года (из них 4 млрд тенге в 2023 году).
Учредители: Будан Мехмет Дильшат, Дархан Елеукулов, Бану Иманкулова, Диас Құттығали.
У компании из Актобе один выигранный в этом году тендер на сумму 57 млрд тенге. Деньги выделены сроком на два года на реконструкцию участка автодороги республиканского значения М-32 «Самара-Шымкент».
Компания довольно известна в Казахстане. Как писал Ratel.kz, на её счету реконструкция участков дорог «Атырау-Кульсары», «Алматы-Кордай-Мерке», строительство второй очереди «Обход перевала Кордай» и другие проекты. Кроме того, она строила новые места стоянки самолётов в аэропорту Астаны и была одним из подрядчиков проекта реконструкции проспекта Кабанбай батыра в столице. Есть у «Сине Мидас Строй» и международные проекты: она выиграла тендер в Польше на строительство автобана S7 под Варшавой. По данным Adata.kz, на сегодняшний день у ТОО есть задолженность по налогам и таможенным платежам на сумму 1,9 млрд тенге.
Руководитель и соучредитель ТОО, Мехмет Будан, вероятно, приходится родственником почетному консулу Казахстана в Турции Ахмету Будану. На сайте компании «Сине Мидас Строй» Ахмет Будан назван её бессменным руководителем (по документам он числился главой ТОО до 2019 года).
ТОО «Казахдорстрой»
Налоги: 16,5 млрд тенге с 2015 года (из них 3 млрд тенге в 2023 году).
Учредитель: ЧК «General Contractors Group» LTD.
«Казахдорстрой» зарегистрировано в Астане и относится к строительному холдингу BI Group, мажоритарным акционером которого является Айдын Рахимбаев. В рейтинге Forbes Kazakhstan «50 богатейших бизнесменов-2023» он занял 12 строчку с состоянием 620 млн долларов.
По заказу «КазАвтоЖола» компания выполнила проектов на 46 млрд тенге. Крупнейшие – строительство моста через реку Иртыш (34,6 млрд тенге), реконструкция трассы республиканского значения А-22 «Карабутак- Костанай» (7,2 млрд тенге).
Налоги: 7 млрд тенге с 2015 года (из них 2 млрд в 2023 году).
Учредитель: Сеитжан Есимов
ТОО входит в состав крупного казахстанского дорожно-строительного холдинга «Aytei Group Company». Он объединяет компании в области дорожного строительства, проекты по добыче известняка, разведке углеводородного сырья в Актюбинской и Атырауской областях. Судя по данным на сайте, в холдинге также был асфальтобетонный завод («Лудэ Каз»), который сейчас исключён из реестров.
ТОО «Қостанай Жолдары» выполнило госконтрактов с «КазАвтоЖолом» на сумму 38,8 млрд тенге. Большая часть этих денег приходится на проект реконструкции трассы республиканского значения А-22 «Карабутак-Костанай» (основной договор на 4 млрд тенге и ряд допсоглашений, одно из которых на 24 млрд тенге).
По данным Adata.kz, на сегодняшний день у компании есть задолженность по налогам и таможенным платежам на сумму 7,5 млн тенге.
Учредитель «Қостанай Жолдары» является братом влиятельного политического деятеля «назарбаевских» времён Ахметжана Есимова. В разные годы он был министром сельского хозяйства, акимом Алматы, председателем правления АО «ФНБ «Самрук-Казына», а с 2021 года является внештатным помощником первого президента РК.
В то время как старший брат посвятил себя госслужбе, младший стал успешным бизнесменом. Сеитжан Есимов является учредителем и соучредителем 16-ти компаний, но, судя по налоговым отчислениям, наиболее успешные среди них связаны со строительством дорог и добычей полезных ископаемых. Ещё одна его компания «SH Minerals» занимается добычей урановой и ториевой руды (участок № 5 месторождения Буденновское в Туркестанской области). Уран и торий бизнесмен добывает вместе с китайскими партнёрами – ООО «Сямэньская компания горного дела Хафу». SH Minerals начала работать относительно недавно, с 2019 года, и выплатила в бюджет 109 млн тенге.
ТОО «Uniserv»
Налоги: 6,8 млрд тенге, из них 584 млн тенге в 2023 году.
Учредитель: Нургазы Сатбаев
Компания из Уральска входит в группу Universv, которую контролирует предприниматель Нургазы Сатбаев. Мы писали о его бизнесе в материале «Кто владеет регионами Казахстана: ЗКО». ТОО «Uniserv» активно участвует в дорожном строительстве, выполнив госконтрактов на сумму свыше 127 млрд тенге.
С «КазАвтоЖолом» у компании заключено три договора на сумму 36,7 млрд тенге. Речь идёт о капитальном ремонте участков автомобильных дорог республиканского значения «Екатеринбург-Алматы», «Казталовка- Жанибек-граница РФ», магистрали А-30 «Подстепное- Федоровка-граница РФ».
В 2015 году Forbes.kz проанализировал более трёх тысяч государственных тендеров и составил рейтинг сомнительных госзакупок, когда вместо полноценного тендерного конкурса закупки состоялись из одного источника. Среди таких оказались два господряда, полученных ТОО «Uniserv» в 2014 году от «КазАвтоЖола». Оба на реконструкцию участков автомобильной дороги Астана-Ерейментау- Шидерты на общую сумму 16,6 млрд тенге.
Владелец компании Нургазы Сатбаев – известный в своём регионе человек. Был депутатом маслихата Западно-Казахстанской области, награждён орденами «Құрмет» и «Парасат», имеет звания «Почётный гражданин Западно-Казахстанской области», «Почётный дорожник РК», «Почётный строитель РК». Помимо строительства дорог, занимается арендой транспорта и владеет несколькими медицинскими центрами. Судя по налоговым отчислениям, все его компании весьма успешны.
ТОО «КокшетауАвтоДор»
Налоги: 2,9 млрд тенге с 2015 года (из них 817,5 млн тенге в 2023 году).
Учредитель: Гагик Бадалян (основал компанию его отец – Рустам Бадалян)
В публичном поле информации о компании и её владельцах немного. В рамках госзакупок она выполнила свыше 80 контрактов на сумму 89 млрд тенге. Самый крупный был по заказу «КазАвтоЖола» – капитальный ремонт автомобильной дороги «Кокшетау-Кишкенеколь-Бидайык-граница РФ» на сумму 17 млрд тенге. Также компания ремонтировала трассу Астана-Петропавловск (1,2 млрд тенге), дорогу по проспекту Металлургов в Темиртау (8,5 млрд тенге), трассу областного значения КС-7 «Атбасар-Сочинское» (3,5 млрд тенге).
По данным Adata.kz, на сегодняшний день у компании есть задолженность по налогам и таможенным платежам на сумму 33,6 млн тенге.
Налоги: 5,8 млрд тенге с 2015 года (из них 313 млн тенге в 2023 году).
Учредитель: АО «Корпорация АВЕ»
Компанией через АО «Корпорация «АВЕ» владеет семья Кулибаевых – генерал-майор полиции, доктор юридических наук, экс-глава Академии МВД Талгат Аскарович Кулибаев и его сыновья Бексултан и Алибек. Талгат Кулибаев – старший брат одного из богатейших казахстанцев и зятя первого президента РК Тимура Кулибаева.
Компания заключила всего два контракта по госзаказу, один из них – с «КазАвтоЖолом». Это капитальный ремонт автомобильной дороги республиканского значения «Шу-Кайнар» стоимостью 17,8 млрд тенге, действует до конца 2025 года.
ТОО «Казкомсервис»
Налоги: 14 млрд тенге с 2015 года (из них 2,3 млрд тенге в 2023 году).
Учредитель: Каиржан Культекенов
Компания из Уральска выполнила порядка 20 контрактов по госзакупкам на сумму 76 млрд тенге. Один из крупных проектов – реконструкция участка дороги республиканского значения «Подстепное-Фёдоровка-граница РФ» (19 млрд тенге).
Владелец компании входит в президиум Национальной палаты предпринимателей «Атамекен». Как сказано в его биографии на сайте «Лучшие люди Казахстана», Каиржан Культекенов – депутат областного маслихата, член партии Amanat, лучший предприниматель Атырауской области 2007 года. Награждён юбилейной медалью «10 лет независимости Республики Казахстан».
ТОО «Ремонтно-строительное управление-1»
Налоги: 2,3 млрд тенге с 2025 года (из них 947 млн тенге в 2023 году).
Учредитель: Дина Конурбаева
Компания из Алматы делала капитальный ремонт автомобильной дороги «Сарыозек-Коктал» (7,9 млрд тенге), трассы А-2 по маршруту «Шымкент- Тараз-Алматы-Хоргос» (1,3 млрд тенге).
Владелица компании Дина Конурбаева является дочерью Газизхана Конурбаева, экс-депутата маслихата Алматинской области IV и V созывов. Он возглавлял компанию в период 2003-2008 годов, также в учредителях был его сын Нұрсұлтан Нұрғиса. В одном из интервью Газизхан Конурбаев рассказывал, что его компания выполняла субподрядные работы по реконструкции трассы Алматы-Астана, построила кольцевую автодорогу на территории Международного центра пограничного сотрудничества «Хоргос», мосты через реку Или на автодороге Чунджа-Коктал длиной 512 м, на трассе Баканас-Топар (540 м), а также строила подъездную магистраль к свободной зоне «Парк информационных технологий Алатау», который расположен в 25 километрах от центра Алматы.
ТОО «Qazconstructions»
Налоги: 1,1 млрд тенге с 2015 года (из них 87 млн тенге в 2023 году).
Учредитель: Медет Қабден
Компания из Усть-Каменогорска заключила контракты по госзаказу на 38 млрд тенге. Но самый крупный договор на капитальный ремонт трассы «Шу-Кайнар» стоимостью в 19 млрд тенге был расторгнут в одностороннем порядке. Заказчик – «КазАвтоЖол» – подал в суд, в итоге подрядчика признали недобросовестным участником госзакупок.
В целом, дела у компании сейчас идут не очень успешно. В прошлом году у неё был иск на 228 млн тенге от Комитета госдоходов о признании крупной сделки недействительной. Также директор общественного объединения «Әділдік жолы» Дидар Смагулов обвинил ТОО в недобросовестности. На своей странице в Фейсбуке он написал о водопроводе, который планировали продолжить на побережье озера Алаколь. «Договор, конечно же, из одного источника заключили с уже известным нам ТОО «Qazсonstructions» и оплатили в 2020 году почти МИЛЛИАРД тенге (953 069 763 тенге), а вот сам водопровод сделать забыли. То есть оплатили три года назад без фактического выполнения работ», – поделился общественник.
У владельца компании Медета Қабдена сейчас арестованы банковские счета и имущество, а также есть задолженность по исполнительным производствам (3 млн тенге) и ограничения на выезд из страны за долги в размере 152 млн тенге.
Подписаться на @Shishkin_like
Commentaires