Государственная служба в Казахстане: итоги, статистика, тренды
- Политпросвет.kz
- 16 апр.
- 5 мин. чтения
Агентство по делам государственной службы (АДГС) на днях опубликовало ежегодный Национальный доклад о состоянии государственной службы. И, судя по его содержанию, в 2024 году в госаппарате Казахстана произошли существенные структурные сдвиги.
Введены новые правила ротации, цифровизация конкурсного отбора охватила более двух десятков госорганов, создан кадровый резерв в регионах. Запущен функционал по отслеживанию родственных связей, вводятся ключевые целевые индикаторы для корпуса «А», а участие госслужащих в азартных играх теперь — основание для увольнения. Уровень удовлетворённости госуслугами вырос до 87,7%, при этом выявлено свыше 94 тыс. нарушений в этой сфере.
Более подробно обо всем этом – в нашем материале.
Кадровая архитектура
На 1 января 2025 года штатная численность государственных служащих в Казахстане составляла 91 555 единиц, фактическая - 84 482 человека, в том числе 751 политический и 83 731 административный госслужащий. Вакантны около 7 тыс. позиций, причем 1,6 тыс. остаются таковыми уже долгое время.
Женщины составляют 55,8% госслужащих, из них 39% занимают руководящие должности. Доля молодёжи до 35 лет — 34,6%. Кроме того, вгосорганах работают 942 человека с инвалидностью (1,1%).
Средний возраст госслужащих - 40 лет (до 30 лет - 17,1%, от 30 до 35 лет – 17,5%, от 35 до 40 лет – 18%, от 40 до 50 лет – 26,2%, 50 лет и старше – 21,2%). Средний стаж службы — 11,9 лет.
В докладе отмечается, что после оптимизации госаппарата в 2021 году численность служащих снова начала расти — на 1–2% в год. Однако дальнейшее расширение допускается только за счёт перераспределения существующих вакансий, за исключением экстренных случаев и по поручению президента. Чтобы сбалансировать структуру, более 600 руководящих позиций были преобразованы висполнительские.
В то же время сохраняется нехватка специалистов на местах. Наиболее востребованы специалисты в следующих сферах:
экономика — 16%;
IT — 13%;
право — 9%;
природные ресурсы — 8%;
технические науки, медицина, ветеринария, строительство, энергетика и ЖКХ — 4–6% на каждую сферу.
Потребность в кадрах распределяется и по уровням. Центральный уровень – акцент на экономику, IT, право и природные ресурсы. Областной – сельское хозяйство, экономика, строительство. Районный –сельское хозяйство, экономика, право. А на уровне селособенно высок спрос на экономистов и юристов.
Важный тренд — привлечение контрактных специалистов из частного сектора: в 2024 году 20 человек были приняты в министерство науки и высшего образования, министерство труда и социальной защиты населения, Антикоррупционную службу и местные исполнительные органы Туркестанской области.
Система отбора
Авторы доклада акцентируют внимание на поэтапное расширение цифровой системы отбора на госслужбу. Система «Е-қызмет» внедрена в 22 госорганах, к июлю 2025 года планируется подключение 94 ведомств. За год проведено 12 110 конкурсов, участвовали 44 056 кандидатов — в среднем 3,6 человека на место. Победителями стали 5 056 человек (успешность — 41,7%).
Создан цифровой рейтинг кандидатов с учётом компетенций, дисциплинарных взысканий, участия в проектной деятельности, знание языков и т. д. Для политических должностей и корпуса «А» — оценка по 10 компетенциям, в том числе стратегическое мышление, ответственность и антикоррупционнуюнетерпимость. По итогам 2024 года без конкурса были трудоустроены 372 выпускника вузов, включая 19 из Академии госуправления.
Дополнительно в рамках Президентского молодежного кадрового резерва были назначены 313 резервистов, из них 36 - на политические должности,трое - в корпус «А».
В региональные кадровые резервы, впервые сформированные в 2024 году, зачислены 505 человек. При этом 101 резервист уже трудоустроен, 68 — на руководящие должности.
Прохождение службы и оценки
В 2024 году вступил в силу указ президента, расширяющий список должностей, подлежащих обязательной ротации раз в четыре года. Под это правило теперь подпадают сотрудники Администрации президента, аппарата правительства, вице-министры и ряд категорий корпуса «Б». При этом на 1 ноября 2024 года около 700 служащих занимали свои должности более четырех лет.
Пересматривается и система оценки: для корпуса «А» вводятся индивидуальные и коллективные ключевые целевые индикаторы (КЦИ), включая оценку коллег, результативность поручений, кадровую устойчивость и соблюдение сроков реагирования. Оценка будет осуществляться в цифровом формате – через систему «Е-қызмет».
С 2024 года почти 27 тыс. госслужащих прошли повышение квалификации.
Благосостояние и мотивация
По данным авторов доклада, для казахстанских чиновников по-прежнему актуальна проблема зарплат и жилья. Так, 27,1% опрошенных госслужащих оценивают свое материальное положение на уровне ниже среднего, а 49,1% заявляют, что их зарплата недостаточна для семьи. Только 8% чиновников не имеют кредитов.
В контексте служебной мобильности главной проблемой является жилье. По результатам опросов, 27% чиновников считают, что при переводе в другие регионы должны быть предусмотрены дополнительные соцгарантии для них и членов семей.
Одной из ключевых тем также стала идея горизонтального продвижения — повышения уровня без смены должности. 73% опрошенных уверены, что присвоение классов внутри одной позиции с повышением оклада повысило бы вовлечённость и профессиональный интерес. Также предложен переход от годовых бонусов к ежеквартальным выплатам по результатам оценки. Более 80% респондентов поддерживают эту инициативу — длительное ожидание премий снижает мотивационный эффект.
В рамках мониторинга АДГС по соблюдению режима рабочего времени в 2024 году были защищены права 3,4 тысяч госслужащих. В частности, 3,2 тыс. человек получили дополнительные часы отдыха, 73 чиновника — компенсацию за переработки (в сумме 1,3 млн тенге), 117 сотрудникам установлен гибкий график. Кроме того, более 2,3 тыс. служащих воспользовались гибкого рабочего графика, дистанционной и смешанной дистанционной работы.
В то же время 85% опрошенных считают, что необходимо ввести дифференцированную компенсацию за переработки: денежную выплату за выходные и праздники либо отгулы за переработки.
Этические нормы и дисциплина
В 2024 году был введён запрет на азартные игры для госслужащих и представителей силовых структур. За нарушения — увольнение. Ужесточены временные ограничения на повторный приём на службу после увольнения за этические проступки. Также внедренмеханизм дисциплинарной ответственности за проступки на предыдущем месте. В «Е-қызмет» добавлен модуль для мониторинга родственных связей.
С 2019 года из-за коррупционных преступлений подчиненных подали в отставку 36 политических служащих, у 16 отставка была принята, остальные получили дисциплинарные взыскания. В 2024 году 271 чиновник получил 292 дисциплинарныхвзыскания (рост на 32%).
Советы по этике провели 198 заседаний, Комиссия по этике — 13. Выявлено 7,2 тыс. нарушений, восстановлены права более 2 тыс. человек.
Госуслуги и борьба с бюрократией
АДГС проанализировало 15 сфер — от здравоохранения до энергетики. Выдвинуто 975 предложений по дебюрократизации, из них 173 — системного характера. Внедрён механизм дистанционного мониторинга ИС, выявлено 56 тыс. нарушений, восстановлены права 837 граждан.
В 2024 году проведено 798 проверок, в том числе 508 внеплановых, в ходе которых выявлено более 94 тыс. нарушений. К дисциплинарной и административной ответственности привлечено свыше 2 тыс. должностных лиц.
По итогам общественного мониторинга 2024 года, уровень удовлетворённости госуслугами составил 87,7% (+6,4% по сравнению с 2023 годом).
Что дальше?
Курс остаётся прежним: цифровизация, меритократия, унификация и сервисный подход. До 2029 года планируется:
принять новый закон о госслужбе;
автоматизировать кадровые процессы во всех бюджетных организациях;
завершить масштабирование цифровой системы отбора;
развить этические нормы и механизмы оценки, вовлекая в этот процесс общество;
создать гибридную модель госслужбы — технологичную, гибкую и открытую.
Подписывайтесь на https://t.me/politprosvet_kz