Государство запретит использование подержанных авто – фейк
В феврале некоторые СМИ разродились заголовками, вызвавшими панику среди некоторых автовладельцев, – «Правительство рассматривает запрет использования всех подержанных автомобилей в Казахстане» и т.д.
Как подали СМИ
Основные страшилки публикаций, в которых упоминалось, что нововведение коснётся машин старше 10 лет:
Ждите тотальных рейдов экологов по замеру уровня вредных выбросов.
И в случае превышения:
Конфискация госномера и запрет на эксплуатацию авто до устранения нарушения.
Штраф – 1,4 млн тенге.
Серьёзность намерений правительства подтверждалась безапелляционным комментарием Министерства национальной экономики:
«Эксплуатация транспортного средства с повышенным содержанием вредных веществ в выхлопных газах будет запрещена до полного устранения нарушения. Этот запрет вступает в силу, как только будет выявлено нарушение. По нынешней редакции, конфискация регистрационного номера авто допускается только в случае, если в течение года водитель допустил несколько административных нарушений. Новые требования вводятся для всех физических и юридических лиц, независимо от формы собственности и рода деятельности».
Обоснование нововведения
Экологические рейды проводятся нечасто;
количество загрязняющих воздух машин увеличивается;
в 80% случаев водители отделывались предупреждением, в 20% – так и не устранили нарушения;
- в 2020 году рассмотрено 7849 административных дел, из них в 6570 вынесены предупреждения;
в 2021 году зарегистрировано 26 600 дел, из них в 20 412 случаях водители ограничились предупреждением;
в 2022 году рассмотрено 26 643 административных дела, из них в 21 751 случае вынесены предупреждения.
Как на самом деле
В последнюю неделю эта тема снова взбудоражила владельцев возрастных авто. По WhatsApp активно распространяется сообщение, что нормы вступят в силу, скорее всего, во время празднования Наурыза, «чтобы народ несильно возмущался».
Изменения в ст. 334 КоАП действительно планировалось узаконить в марте 2024 года, но, во-первых, изменения вступают в силу через определённый промежуток времени, не менее 10 дней со дня официального опубликования, чего ещё не было.
Во-вторых, СМИ изначально несколько исказили информацию.
Действительно, существует проект о внесении изменений в 334 статью. Но речь идёт о внедрении градации размеров штрафов для разных категорий субъектов.
Сейчас 334 статья («Эксплуатация автомототранспортных и других передвижных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах») гласит, что превышение установленных нормативов шума и выброса вредных веществ влечёт предупреждение или штраф:
для физлиц – 10 МРП (при повторном – 20 МРП);
для юрлиц – 100 МРП (200 МРП).
После внесения изменений предупреждения не будет – сразу штраф.
Причём для физлиц его размеры не меняются, так же 10 МРП и при повторном нарушении – 20 МРП.
Юрлица поделены на несколько категорий:
субъекты малого предпринимательства или некоммерческие организации – 50 МРП (100 МРП);
среднего предпринимательства – 100 МРП (200 МРП);
крупного предпринимательства – 200 МРП (400 МРП), собственно, отсюда и появилась «страшилка» о штрафе в 1,4 млн тенге. Журналисты взяли саму верхнюю планку возможного штрафа, не уточнив, что это касается только крупного бизнеса.
Ещё одним нововведением станет то, что штраф накладывается не на водителя, а на владельца машины. Это направлено на то, чтобы расширить ответственность юридических лиц.
На этапе обсуждения, возможно, рассматривался запрет на эксплуатацию авто до полного устранения нарушений, но в окончательном варианте документа такой меры нет.
Подписывайтесь на @Свидетель.KZ