Как поработали депутаты во время очередной парламентской сессии?
На прошлой неделе казахстанский парламент ушел на каникулы, по традиции опубликовав подробные отчеты о своей работе в течение II сессии мажилисаVIII созыва. Мы изучили эти отчеты, составили свой рейтинг наиболее важных, по нашему мнению, принятых законов, а также вспомнили наиболее яркие высказывания депутатов и курьезные случаи.
Парламент в цифрах
Сенат
С 1 сентября 2023 года по 28 июня 2024 года проведено 5 совместных заседаний палат парламента, 43 заседания сената, 287 заседаний комитетов, в том числе 100 расширенных. Сенаторы провели 52 встречи с руководителями госорганов. Кроме того, состоялись 2 парламентских слушания и 4 правительственных часа.
На рассмотрении сената находилось 102 закона, из них 1 был принят на совместном заседании палат, 92 – приняты сенатом без изменений, 9 – возвращены в мажилис с новой редакцией отдельных статей.
Депутаты сената направили 200 запросов, из них 173 - премьер-министру, 4 - первому заместителю премьер-министра, 18 - другим заместителям премьер-министра, по одному - министрам экологии и природных ресурсов, промышленности и строительства, здравоохранения, транспорта, а также председателю Агентства РК по финансовому мониторингу.
В сенат поступило 20 083 обращения физических и юридических лиц, основное количество которых (9150) содержало различные предложения по законам и законопроектам. Чаще всего обращения получали председатель сената Маулен Ашимбаев, Нурлан Бекназаров – 2 464 и Евгений Больгерт – 1 723. Вразрезе регионов наибольшее количество обращений поступило из Алматы – 4 094, Астаны – 3363 и Шымкента – 2014.
Депутаты сената в рамках II сессии приняли участие более чем в 130 международных встречах и мероприятиях.
Мажилис
Проведено 39 пленарных заседаний, 41 тематическое, 20 расширенных и 15 выездных заседаний комитетов, 24 круглых стола. Состоялись также 1 парламентские слушания и 6 правительственных часов.
На рассмотрении мажилиса находилось 179 законопроектов, из которых 6 впоследствии отозваны инициаторами. 125 законопроектов были внесены в течение II сессии, 48 перешли из предыдущей. 37 документов инициированы депутатами, 88 - правительством, остальные – другими органами. 100 законопроектов направлено в сенат.
Мажилисмены направили 527 депутатских запросов, основное количество которых касалось вопросов экономики, банков и предпринимательства (149), а также социальной защиты, здравоохранения и образования (94). Больше всех запросов отправила партия Amanat – 268, затем идут «Ак Жол» - 71 и депутаты-одномандатники – 52. А наименее активной оказалась Respublica, депутаты которой отравили всего 21 запрос.
За 10 месяцев в мажилис поступило 27 077 запросов, из которых половина (14 965) касалась вопросов правосудия и правопорядка. Кроме того, в общественную приемную мажилиса поступило 2416 обращений.
Что касается международного сотрудничества, то депутаты мажилиса совершили 9 официальных и рабочих визитов за рубеж, 61 зарубежную поездку. Также была проведена 101 международная встреча и 4 международных мероприятия.
Важнейшие законы
Топ-10 наиболее важных, по нашему мнению, пакетов законов, принятых во время II сессии:
законодательные поправки по вопросам обеспечения прав женщин и безопасности детей;
законодательные поправки по вопросам начисления детям средств из Национального фонда;
законодательные поправки по вопросам минимизации рисков при кредитовании и защиты прав заёмщиков;
закон «О масс-медиа» и сопутствующие поправки;
закон «О противодействии торговле людьми» и сопутствующие поправки;
закон «О республиканском бюджете на 2024-2026 годы»;
законодательные поправки в Налоговый кодекс;
законодательные поправки по вопросам игорного бизнеса, лотерей и лотерейной деятельности;
закон «Об общественном контроле» и сопутствующие поправки;
закон «О государственных закупках» и сопутствующие поправки.
Взаимоотношения с чиновниками
В течение II сессии депутаты нередко критиковали действия членов правительства и других чиновников. Одним из наиболее ярких примеров стал возникший в январе этого года спор по поводу разработанногоправительством проекта закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам доступа к информации и общественного участия».
Этот документ включал в себя норму, в соответствии с которой все законодательные инициативы парламента в обязательном порядке должны проводить через процедуру «публичного обсуждения с учетом заключения правительства». То есть фактически Кабмин хотел полного контроля над деятельностью парламента.
Эта инициатива очень не понравилась депутатам. В частности, мажилисмен Мурат Абеновназвал ее «политическим реваншизмом» и попыткой возврата в «старый Казахстан». Депутаты поправку отклонили и хотели обращаться в Конституционный суд. Но в итоге правительство решило отказаться от своей инициативы.
Еще один случай имел место на парламентских слушаниях в сенате на тему развития обрабатывающего сектора экономики в рамках реализации послания президента «Экономический курс Справедливого Казахстана». В ходе мероприятия сенатор Сагындык Лукпанов засомневался в том, что правительство тщательно выбирало проекты, исполнению которых будет отдаваться приоритет в рамках поручения главы государства.
- Мы в комитете подробно рассмотрели эти проекты. В целом создается впечатление, что многие проекты отобраны без должной проработки вопросов инфраструктуры, энергоресурсов, сырья, рынков сбыта, логистики, господдержки, - заявил депутат.
Были у депутатов претензии по поводу качества ответов чиновников на их депутатские запросы. 26 июня на пленарном заседании мажилиса лидеры партийных фракций рассказали о результатах рассмотрения государственными органами проблемных вопросов, поднимаемых депутатами по обращениям граждан. И результаты эти, по словам народных избранников, неудовлетворительные.
Так, по словам руководителя фракции партии «Ауыл» Серика Егизбаева, по итогам встреч с населением он и его коллеги сформировали перечень из 123 наиболее часто поднимаемых вопросов и направили их для рассмотрения соответствующим госорганам. Анализ поступивших ответов показал, что на 40% ответов даны формальные ответы, то есть отписки.
А лидер фракции «Ак Жол» Азат Перуашев и вовсе заявил, что «до 70% ответов на депутатские запросы остаются формальными и не по существу».
Скандалы и курьезы
Некоторые высказывания депутатов стали причиной скандалов. Например, на заседании комитета по законодательству и судебно-правовой реформемажилисмен Амантай Жаркынбек ляпнул, что женщин, пострадавших от домашнего насилия, тоже нужно подвергать административному аресту, поскольку они «провоцируют мужчин».
- В нашем законе есть понятие «провокатор». Понятие «провокация» существует в законе. В этом контексте женщина также должна нести ответственность. Стоит ли держать мужчину в одиночной камере 15 суток? Если его признают виновным, я думаю, что его жену тоже следует поместить в одиночную камеру. Потому что, если мы поровну разделим семейные обязанности, то сможем контролировать многие проблемы, - сказал он.
Правда, после волны возмущения в социальных сетях депутат заявил, что выразился образно.
Депутат мажилиса Анас Баккожаев тоже отличился сексистским высказыванием, заявив на презентации законопроекта по вопросам обеспечения прав женщин и безопасности детей, что конфликты зачастую начинаются из-за «длинного языка женщин».
- Только ужаснейший из мужчин поднимет руку на женщину. Но ведь не все споры исходят от побоев. Немного мужчин тоже надо понять. С чего начинаются конфликт? Конечно, из-за того, что у женщины длинный язык, - сказал он.
Но, как и его коллега, спустя несколько дней Баккожаев поспешил заявить, что не оправдывает насилие, а просто в силу большого опыта семейной жизни «имеет моральное право» говорить о важности правильного воспитания девушек. О воспитании парней ничего сказано не было.
А мажилисмен Руслан Берденов рассмешил всю страну, решив примерить на себя образ супергероя. В начале июня журналисты издания Holanewsобнаружили на странице видеографа Адилета Рахметоллы видеоролик, на котором депутат в развевающемся черном плаще под эпический саундтрек стоит на крыше столичного комплекса Абу Даби Плаза.
После общественного резонанса ролик, скорее всего, предназначавшийся для какой-то политической кампании, был удален и в свободном доступе так и не появился. Официальных комментариев о том, что это было, от Берденова так и не последовало.
Подписывайтесь на https://t.me/politprosvet_kz