top of page
  • Фото автораПолитпросвет.kz

Дефицит воды в Казахстане: неужели все настолько плохо?

Июль 2023 года выдался самым жарким за всю историю метеорологических наблюдений на планете. В августе на территории Казахстана погода продолжает оставаться жаркой и засушливой. Как следствие, по всей территории страны бушуют пожары, приобретающие характер чрезвычайных ситуаций с жертвами, как это случилось в июне в резервате «Семей орманы».

 

Однако у такой погоды есть и другая сторона – нехватка водных ресурсов, носящая как сезонный, так и глобальный характер. Действительно ли Казахстан столкнется с острой нехваткой пресной воды в ближайшие годы, или положение не является критическим? Разбирался наш автор Алькен Кенжебаев.

 

Приближение первое: планетарный масштаб

 

Наблюдатель из космоса видит нашу планету как красивый шар голубого цвета, на 75 процентовпокрытый водой. Однако так было не всегда. На ранних этапах своего генезиса, около 4,5 млрд лет назад, Земля представляла из себя расплавленный шар, состоящий в основном из металлов и силикатов. По поводу происхождения воды на земле существует несколько точек зрения. По одной из версий, ее привнесли кометы и астероидыиз-за пределов Солнечной системы, по другой, она сформировалась в глубинах земли в результате глобальных тектонических и вулканических процессов еще в первые 100 млн лет после ее образования.

 

Сейчас на планете имеется около 1,3 зетта-литровводы, или 1,386 млрд кубических километров, причем основная ее часть содержится в мантии (порядка 10 объемов Мирового океана). Впрочем, это составляет лишь 1/800 часть объема Земли. Лишь 2,5-3 процента от общего количества составляет пресная вода, которая сосредоточена в основном в виде льда (69 процентов), и только 0,3 процента пресной воды, порядка 100 тыс. кубических километров, могут быть освоены людьми прямо сейчас.

 

По данным ООН, опубликованным 24 марта 2023 года, каждый четвертый житель планеты испытывает недостаток в безопасной питьевой воде. Кроме того, 3,6 млрд человек не имеют безопасных санитарных условий, каждый год из-за ненадлежащего качества воды умирает 1,4 млн человек. Ожидается, что глобальный спрос на воду к 2050 году увеличится на 55 процентов.

 

Если верить справочнику Центрального разведывательного управления (ЦРУ) США по странам мира, наибольшим объемом возобновляемых водных ресурсов пресной воды обладает Бразилия (8,233 тыс. куб. км), Российская Федерация (4,508 куб. км) и КНР (2,840 куб. км).Казахстан со 107,5 кубическими километрами находится на 66 месте из 174 стран.

 

Около 70 процентов всей имеющейся в мире пресной воды используется для орошения всельском хозяйстве, при этом с 1960 года забор воды для орошения увеличился более чем на 60 процентов.

 

Вторая по значимости статья расходов – это промышленное производство (20 процентов).Особый интерес представляет показатель «производительность» воды: сколько долларов ВВП приносит каждый использованный кубометр. Японская экономика использует воду наиболее продуктивно: каждый кубометр приносит 53,5 доллара. Второе место принадлежит США (23,5 долара). Для сравнения: в Пакистане этот показатель составляет 0,6 доллара.

 

По мнению экспертов Продовольственной и сельскохозяйственной организации объединенных Наций (FAQ), запасы пресной воды на планете в расчете на душу населения за последние 20 лет сократились более чем на 20 процентов. Иостановить опасную тенденцию можно только путем повышения эффективности использования водных ресурсов. Каждый из нас может внести свою скромную лепту в экономию водных ресурсов, например, участвуя в программе ООН «Будь проводником перемен».

 

Приближение второе: Центральная Азия.

 

Центральная Азия наряду с Северной Африкой и Ближним Востоком входит в наиболее уязвимую группу регионов мира по запасам пресной воды. 70 процентов территории из 4 млн кв. км составляют пустыни, полупустыни и засушливые степи. При этом в нашем регионе самый высокий процент водозабора на душу населения.

 

Водные ресурсы носят преимущественно трансграничный характер. Большинство поверхностных водных ресурсоврегиона формируются в горах Кыргызстана, Таджикистанаи Афганистана. Эти воды в виде двух главных рекстекают в страны нижнего течения - Казахстан, Туркменистан и Узбекистан.

 

Такая конфигурация неизбежно приводит к конфликтным ситуациям. На сайте worldwater.org приводится любопытная карта всех 1298конфликтов за водные ресурсы в истории человечества с 2500 г. до н. э. до наших дней. На ней наш регион явно выделяется насыщенностью и интенсивностью «водных войн». При наличиитаких соседей, как афганские талибы и Китай, способных радикально повлиять на безопасность наших водных ресурсов, становится очевидным, что проблем много уже сейчас. И не исключено, что их количество будет только возрастать.

 

Мы уже писали о вооруженном конфликте между Ираном и Афганистаном произошедшим в мае 2023 года, непосредственной причиной которого послужил давний спор о заборе воды из реки Гильменд.

 

После распада СССР, который произвольно распоряжался забором воды из крупнейших рек и водоемов исходя из экономических соображений, произошло по меньшей мере 22 конфликта между соседями из-за водных ресурсов. Число их жертв исчисляется сотнями человек.

 

Особенно напряженной является граница Таджикистана и Кыргызстана. Если судить по таблице, представленной в работе «Водные конфликты в Центральной Азии», Казахстан забирает ежегодно около 20 процентоввозобновляемых водных ресурсов, тогда как Узбекистан – 120 процентов.

 

В этих сухих цифрах - трагедия Арала, бывшего еще сравнительно недавно жемчужиной региона,обладавшей богатыми рыбными ресурсами. Неконтролируемый забор воды из рек Сырдарья и Амударья для полива хлопковых плантаций привел к масштабной экологической катастрофе. Площадь водоема в период с 1960 по 2014 уменьшилась с 67499 до 7297 кв. км.

 

Казахстан, не встретив должной поддержки, у соседей решил локализовать высыхание северной части Аральского водоема, так называемого Малого Арала, и добился определенных успехов в этой сложной, длительной и затратной задаче. Возведена Кокаральская плотина, площадь воссоздаваемого моря выросла почти на треть – до 3 100 кв. км, а запасы воды в 2,5 раза – до 27 кубических км. На высохшем дне высажено 300 тыс. гектаров саксаула. Планируется увеличить площадь саксаульных лесов еще на 400 тыс. гектаров,посадив 177,5 млн саженцев.

 

Что касается Каспийского моря, то, несмотря на пессимистичные прогнозы отдельных экологов, крупнейшему по площади пресному водоему земли участь Арала пока не грозит. Если уровень среднегодовой температуры будет расти нынешними темпами, к 2100 году уровень воды в нем опустится на 9-18 метров, и море обмелеет  на четверть своего объема. Тревогу бить еще рано, но цифры заставляют задуматься.

 

По наблюдениям интернациональной команды ученых, основной причиной обмеления Каспия в период с 1979 по 2015 год является не деятельность человека и не сокращение речного стока, а увеличивающаяся среднегодовая температура и, как следствие, снижение уровня осадков и повышение испаряемости. То есть факторы, на которые мы в срочной перспективе повлиять не в силах. Тем более, что, по наблюдениям ученых, за последние 2500 лет амплитуда колебания уровня Каспия уже достигала 9-10 метров, а периоды сравнительного обмеления циклически сменялись резким повышением уровня моря.

 

Приближение третье: Казахстан

 

Водные ресурсы страны в преобладающей степени зависят от речного и озерного стоков. Основным источником питания рек Казахстана являются ледники, которых в стране насчитывается 2724 с общей площадью оледенения 2033,3 кв. км. На территории государства протекают 85 022 реки и временных водотока. В Казахстане имеется 48 262озера, из которых 45 248 относятся к малым (площадь менее 1 кв. км). Это сравнительно немного: к примеру, в Канаде их свыше 3 млн, а в Финляндии, составляющей по площади приблизительно 1/8 часть Казахстана, - 190 тысяч,из которых 57 тысяч - площадью более 10 кв. км.

 

По данным Комитета по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан, в 2016 году общие запасы пресной воды оценивались в 524 куб. км, которые распределены по территории крайне неравномерно. На восток страны приходится 34,5 процента всех водных ресурсов, север - 4,2 процента, центр - 2,6процента, юго-восток - 24,1 процента, юг - 21,2процента, запад -13,4 процента. По обеспеченности ресурсами питьевых и технических подземных вод (млн м3/сут) с большим отрывом лидирует Алматинская область (16,9 млн кубометров в сутки), аутсайдером является Атырауская область (0,25 млн).

 

По оптимистичным данным Бюро национальной статистики, в 2022 году уровень доступа населения к услугам водоснабжения составил в городах 98,4процента, в сельской местности 94,5 процента. Причем в 2018 году в селах он составлял 59,9процента. За счет чего произошел такой стремительный количественный скачек, остается только догадываться.

 

Главные риски

 

Уменьшение ресурсов речного стока

 

По подсчетам ООН, более 40 процентов водных ресурсов поступают в Казахстан из соседних стран. Некоторые из соседей используют свой доступ к истокам рек в своих экономических и даже политических целях. Этим летом на территории Казахстана и РФ отмечено сильное обмеление реки Иртыш, мелеет и Бухтарминское водохранилище. Специалисты говорят о цикличности процесса и аномально жаркой погоде, а между тем КНР завершил строительство канала Черный Иртыш–Карамай на территории Синьцзян-Уйгурского автономного округа. По каналу часть воды из верховьев Иртыша будет перебрасываться в район нефтяного месторождения близ города Карамай.

 

В СУАР также планируют значительно увеличить посевные площади аграрные культуры, в основном под зерно и хлопок. Уже сейчас Китай отбирает порядка 20-25 процентов стока верхнего (Черного) Иртыша. Эксперты полагают, что в перспективеобъем забора может увеличиться в 5 раз. По их данным, за последние 30 лет сток Иртыша уменьшился в 3 раза.

 

Не менее тревожная ситуация складывается и со стоком реки Или, что грозит обмелением крупнейшего водного хранилища Казахстана – Балхаша. В связи с конфликтом на Украиневозникли трения и с другим соседом – Кыргызстаном. По сообщению ресурса Orda.kz, научный сотрудник Канадского института международных отношений Роберт Катлерполагает, что Кыргызстан применяет «водные рычаги» для оказания давления на Казахстан с целью обойти международные санкции против РФ.

 

Рост аварийности гидротехнических сооружений в связи с достижением предельных сроков эксплуатации

 

По данным Комитета по водным ресурсам МЭПР, на 1 февраля 2023 года в Казахстане насчитывалось 1806 гидротехнических сооружений, из которых 534 требуют немедленного ремонта. По словам тогда еще министра МЧС Юрия Ильина, фактический износ большинства водохозяйственных объектов в стране на сегодня составляет более 60 процентов.

 

Протяженность водопроводных сетей в Казахстане 97,6 тысяч километров, канализационных сетей (объектов водоотведения) – 16,8 тысяч километров.Не менее 25 процентов из них нуждаются в капитальном ремонте и полной замене. Особенно сложная ситуация складывается с канализацией. Как отметил еще в декабре 2022 года премьер-министр Алихан Смаилов, «степень изношенности ряда канализационно-очистныхсооружений по стране составляет более 60 процентов, а в некоторых городах и вовсе превышает 90 процентов».

 

Нерациональное и неэффективное водопользование

 

11 октября 2006 года Казахстан подписал директиву ООН по интегрированному управлению водными ресурсами (ИУВР). Это система управления, основанная на учете всех видов водных ресурсов, которая увязывает интересы различных отраслей и уровни иерархии водопользования. Национальный план по ИУВР был утвержден в 2008 году, и по задумке должен быть интегрирован в программу «Стратегия Казахстан – 2050».

 

Эксперты ЮНЕСКО отмечают, что реализации программы мешает несовершенство национальной водной политики, распыление государственных средств между многочисленными проектами, неразвитость организационной среды и секторнаяразобщенность системы управления. В числе главных недостатков, мешающих рациональному распределению и управлению водными ресурсами,они также отмечают фактическое отсутствие организации, ответственной за управление иулучшение качества воды, и, что симптоматично, недостаточное вовлечение общества в процесс принятия решений и низкую прозрачность и подотчетность органов управления.

 

Общее сокращение водных ресурсов, в первую очередь из-за изменения климата

 

Это проблема уже планетарного масштаба, и в наших силах лишь содействовать сохранению водных богатств страны и мира. Можно, конечно, как депутат мажилиса Серик Егизбаев направлять в Госдуму РФ запросы с проектом советских времен по переброске части стока сибирских рек в Казахстан, а можно просто выключать вовремя краны и относиться к воде рационально и экономно.

 

Перспективы

 

На западе страны, испытывающем острую нехватку водных ресурсов, планируется построить целую сеть опреснительных сооружений. В Мангыстауской области должны ввести в строй 9 заводов с ориентировочной стоимостью более 247 млрд тенге. Кроме того, из резерва правительства выделены средства в сумме 5,08 млрд тенге на завершение проекта «Расширение опреснительного завода «Каспий» в Актау.

 

По канализационным сетям в правительстве принят трехступенчатый план на 2023-2028 годы, в ходе которого должны построить либо реконструировать канализационно-очистных сооружения в 68 городах республики. По остальным 62 городам выработаны подходы к финансированию, предусматривающие привлечение международных финансовых организаций и трансфертов из республиканского бюджета.

 

Еще в сентябре 2019 года президент Касым-Жомарт Токаев поставил задачу повысить площадь орошаемых земель до 3 млн гектаров. Сейчас она составляет около 1,6 млн гектаров. В рамках выполнения поручения президента в министерстве экологии, геологии и природных ресурсов разработана соответствующая программа.В течение 5 лет будут продолжены работы по восстановлению 600 тыс. га орошаемых земель. Таким образом, площадь орошаемых земель будет доведена до 2,2 млн га. Далее, с 2025 по 2030 годы, будет введено в оборот 800 тыс. га новых орошаемых земель.

 

О перспективах внедрения в Казахстане системы ИУВР (интегрированного управления водными ресурсами) и повышении качества управления водными ресурсами мы поговорили смеждународным экспертом по водным ресурсам, юристом, одним из авторов Водного кодекса РК Игорем Петраковым.

 

- Что касается внедрения ИУВР, то в рамках программы сейчас разрабатывается новый Водный кодекс. Он уже прошел общественные слушания через интернет и сейчас направлен на согласование в соответствующие министерства и ведомства. Насколько мне известно, Комитет по водным ресурсам сейчас предпринимает энергичные действия для того, чтобы к декабрю внести черновой вариант на рассмотрение в парламент. С моей точки зрения в новом кодексе недостаточно проработаны вопросы водной безопасности. Сейчас там всего одна статья, которую, как мне представляется, нужно вернуть до соответствующего раздела. Возникла еще одна странная ситуация. У нас есть мораторий на количество госслужащих. В результате Казахстан, имея огромную подконтрольную территорию на уровне бассейновых инспекций, обходится услугами 36-40 специалистов Комитета по водным ресурсам. Это несерьезно. Несмотря на то, что у нас делается ставка на цифровизацию, доступ к информации по водным ресурсам ухудшается. Причиной является упор на водную безопасность, в результате чего множество материалов или засекречивается или доступны только для служебного пользования. В ИУВР же основной акцент делается на свободный доступ к информации, на основании которой граждане участвуют в выработке управленческих решений. К недостатку проекта Водного кодекса можно отнести то, что он не предусматривает изменение структуры управления водными ресурсами. Уже сейчас можно говорить о недостаточном эффективном управлении всей структуры. Я уже 20 лет занимаюсь внедрением ИУВР в Казахстане и могу сказать, что план пока находится в подвешенном состоянии и не реализуется должным образом, - сказал эксперт.

 

Подписывайтесь на https://t.me/politprosvet_kz

 

 

Похожие посты

Смотреть все

Comments


bottom of page