top of page
  • Фото автораПолитпросвет.kz

Достучаться до небес

Понятие «слышащее государство» подразумевает, что оно не только хорошо слышит, но и видит, и читает обращения своих граждан. Способов добиться от чиновников решения возникшей проблемы много. А чтобы ускорить процесс, нужно не только знать их все, но и правильно ими пользоваться. Что это за способы, выясняла наш автор Мадина Алимханова.

 

Куда обращаться?

 

Акиматы

 

Казахстанцы, особенно старшего возраста, чаще всего уповают на акимат. Однако, в отличие от обкомов и горкомов советских времен, он отвечаетне за все на свете.

 

В основном местный исполнительный орган решает хозяйственные вопросы: проблемы общественного транспорта, помощь социально-уязвимым слоям населения, благоустройство, выдача разрешений на строительство. Так что строительство ЖК на месте сквера, самозахват земли общего пользования, просьба об установкедетской площадки, выделение соцработника для одинокого пенсионера, устранение стихийной свалки, ямы на дорогах, жалоба на неработающие фонари, обеспечение водой, канализацией, газом, начало/окончание отопительного сезона – это все туда.

 

Акимат не контролирует расследование уголовныхили административных дел, пересмотром судебных решений, назначением или отменой штрафов, неправильно начисленными налогами и т.п. Для этого есть другие ведомства, о которых чуть позже.

 

Акиматы делятся на управления, и каждый замакима курирует определенное направление деятельности. Чтобы знать, к какому именно заместителю обращаться, нужно знать, кто из нихчем занимается. На сайтах акиматов указаны также все управления. Таким образом, чтобы пожаловаться на нарушения в поликлинике, достаточно обратиться в Управление общественного здравоохранения, на директора школы – в Управление образования и т.д.

 

Акиматы можно сравнить с правительством, акима – с премьер-министром, а замакимов – с министрами. Никто не будет обращаться с жалобой на главврача больницы к министру энергетики. Так же и с замакимами.

Посмотреть структуру акимата можно на официальном сайте исполнительного органа.

 

Вот, например, из чего состоят акиматы Алматы и Астаны.


В Шымкенте такой удобной схемы нет, придется зайти в раздел Контакты, выбрать Руководство и, кликнув на фамилию замакима, узнать, какие именно отрасли он курирует.

 

На сайта акиматов Акмолинской и Костанайскойобластей тоже придется открывать страничку каждого зам.акима отдельно, зато список вопросов, за которые он/она отвечает очень подробный и за контактами далеко ходить не надо. Аналогично в Актюбинской, Атырауской, Жамбылской, Кызылординской, Мангистауской, Павлодарской, Восточно-Казахстанской, Туркестанской областях, а также в области Абай и Жетiсу. На сайтахакиматов Алматинской, Западно-Казахстанской, Карагандинской, Северо-Казахстанской областей и области Улытау обязанности замакимов тоже расписаны достаточно удобно.

 

Кстати, на сайте электронного правительства Egov есть полный список областных и районных акиматов с телефонами и адресами официальных сайтов. А для акиматов городов республиканского значения указаны также акиматы районов города.

 

Маслихаты

 

Есть еще местные представительные органы - маслихаты. Их можно сравнить с парламентом. Если парламент принимает законы, то маслихаты – всякие местные правила, касающиеся, например, использования городского (районного, областного) бюджета или генерального плана города. То есть туда можно обращаться с предложениями по изменению правил благоустройства, выгула домашних животных, развитию города (района, области) и прочими «глобальными» инициативами.

 

Система правосудия

 

Если проблема связана с работой правоохранительных органов, обращаться нужно уже не в акимат или маслихат, а в департамент полиции. Контакты дежурных частей и канцелярий можно найти здесь. Если есть необходимость сообщить о правонарушении, то сделать это можно и через мобильное приложение «102».

 

Расследованиями экономических преступлений занимается Агентство по финансовому мониторингу и его территориальные подразделения.

Прокуратура занимается надзором за исполнением законов. Грубо говоря, если у гражданина украли кошелек, он должен обратиться в полицию, а если полиция бездействует – жаловаться на это бездействие в прокуратуру.

 

Ну а по делам судебным – только в суд вышестоящей инстанции: районный, городской(областной) или Верховный.

 

Недавно вновь образованный Конституционный суд рассматривает вопросы соответствия нормативно-правовых актов Конституции. Он не занимается вопросами неправомочных судебных решений, нарушениями судейской этики и т.п.

 

Общественные советы

 

В Казахстане существуют Общественные советы и даже есть отдельный закон, который так и называется – «Об общественных советах». Их задача – давать ценные советы министерствам, акиматам, госкомпаниям, осуществлять общественный контроль за их деятельностью, в общем, представлять и защищать интересы граждан. Туда можно обращаться по вопросам деятельности соответствующего госоргана (например, в Общественный совет Алматы – с критикой или предложениями по работе акимата Алматы), и, в том числе, жаловаться на нарушение служебной этики госслужащими.


Общественные советы также принимают участие в разработке законов, касающихся прав граждан, участвуют в обсуждении планов развития населенных пунктов и агломераций, мероприятий по защите экологии и т.п.


Однако при том, что Общественные советы должны представлять интересы общества и обеспечивать его взаимодействие с госорганами, найти их контакты – задача очень непростая. И если у некоторых ОС, например, Алматы,  Астаны, Караганды, ЗКО есть вебсайты, где указаны их составы и контакты, то «адреса, пароли, явки» других придется добывать самостоятельно.


Поскольку по закону общественные советы образуются госорганами, искать их «следы» лучше начинать с министерств, госкомпаний и акиматов. Иногда в СМИ публикуются составы тех или иных Общественных советов. В этом случае достаточно связаться хотя бы с одним из членов ОС, чтобы выяснить адрес, телефон, email совета.

​​​​​​​​​​

Как обращаться?

 

Лицом к лицу

 

Способов донести свои проблемы или идеи до госслужащих очень много. И чем больше их используется, тем сложнее государству не услышать настойчивого гражданина. В небольших населенных пунктах, возможно, проще всего будет решить вопросы во время личного приема. В городской (областной) акимат тоже можно сходить.

 

Но на встречу с заместителем акима нужно записываться заранее. К акиму тоже можно записаться, но на такую встречу, как правило, попасть сложнее – желающих много. Телефоны, по которым можно это сделать, указаны на сайте акимата – либо в контактах, либо на страничке акима (его заместителя).

 

Еще одна возможность встретиться с градоначальником – это отчетные или периодические встречи с населением. Например, аким Алматы регулярно встречается с жителями того или иного района города. Анонсы встреч публикуются на сайте акимата. Если акимат какого-то города или области не сообщает о подобных мероприятиях, стоит позвонить туда и уточнить.

 

На встрече с населением может быть сложнее передать необходимые документы, но лучше иметь их при себе, включая заявление в письменном виде. Однако с учетом темпов цифровизации и внедрения электронного документооборота, работу над бумажным обращением отследить будет сложнее.

​​​​​​​​

Электронные обращения

 

Это очень удобная форма общения с государством. Для этого нужен лишь компьютер (смартфон), интернет и ЭЦП. На компьютере при этом должна быть установлена программа NCALayer. Без нее воспользоваться ЭЦП не получится, а скачать ее бесплатно можно тут. ЭЦП, кстати, тоже можно получить, не выходя из дома. Пошаговая инструкция и обучающий ролик здесь.

 

Обращения в электронном виде можно подавать через сайт Egov практически в любой госорган. В разделе Открытое правительство есть две возможности высказаться.

 

Первая – это Открытый диалог, где можно написать сообщение министру, генпрокурору, акиму, руководителю госпредприятия. У такой переписки есть большой плюс: всегда можно проверить, на какой стадии находится рассмотрение обращения, и кто именно им занимается.

 

Вторая возможность – это Открытые НПА. Там публикуются для всенародного обсужденияпроекты законов и подзаконных актов, и если какой-то из них задевает за живое, то гораздо эффективнее не просто возмущаться в соцсетях, а высказаться там.

 

Обращение можно подать и через E-Otinish. Разница в том, что в Открытом диалоге пользователь обращается к конкретному чиновнику (хотя разбираться все равно будут его подчиненные), а в E-Otinish получателем является госорган или госкомпания.

 

Кстати, на сайте каждого акимата есть раздел Онлайн-приемная, через который тоже можно обратиться к чиновнику. А в Алматы есть еще OpenAlmaty. С этого сайта также можно отправить обращение акиму либо перейти на E-Otinish.

 

На сайтах ведомств всегда указываются еще и адреса электронной почты. Можно написать и туда, но это менее эффективный и надежный метод общения с государством. Письмо может просто попасть в папку «Спам», и тогда его даже не прочитают.

 

Если же вопрос простой (куда обращаться, где получить услугу и т.п.), проще дозвониться на бесплатный номер 1414, чем неделями ждать письменного ответа.

 

Социальные сети

 

Многие ведомства не только отслеживают упоминания о них в социальных сетях, но и еще отвечают и реагируют. Можно сказать, что хэштег – это самый короткий и простой способ сделать так, чтобы тебя услышали. Но тут есть несколько нюансов:

 

  • тег должен быть активным, иначе его могут не увидеть. Если не получается тегнуть нужное ведомство, можно попросить помощи подписчиков/друзей страницы сделать это в комментариях;

 

  • размещать сообщение лучше на страницах с большим количеством подписчиков, например, в тематических группах в Facebook;


  • если добавить фото и/или видео, количество просмотров, комментариев, репостов будет больше, т.е. резонанс будет сильнее;


  • возможность репоста должна быть открыта.

 

Форма такого поста может быть любая – обычный пост, открытое письмо чиновнику, видеообращение, а может быть и флешмоб или челлендж.

 

Последовательность.

​​​​​​​​​​​

Было бы величайшей ошибкой думать, что обращаться надо сразу в самую высокую инстанцию, и тогда проблема решится намного быстрее. По закону на рассмотрение обращения физического или юридического лица чиновникам дается 15 календарных дней. Но это если нет необходимости запрашивать дополнительную информацию или выезжать на место.


От того, насколько «высоко» сидит госслужащий, эти сроки не зависят никак. Скорее всего, письмо будет все равно спущено в нижестоящую инстанцию, а на повторное обращение «выше» уйдет еще 15 дней. Поэтому идти лучше снизу вверх:

 

  • начальник управления акимата сельского округа (или района города) – заместитель акима – акимсельского округа (или района города) – акиматрайона (или города) – акимат области;

 

  • прокуратура района – прокуратура города – прокуратура области – Генеральная прокуратура;


  • районный суд – городской (областной) – Верховный суд;


  • районный отдел полиции – ДП области (города) – МВД РК

 

В этом случае к обращению в вышестоящую инстанцию можно прикладывать ответ нижестоящей инстанции и четко указывать, чем именно он не устраивает. Вполне вероятно, обращение опять будет спущено вниз, но теперь это будет уже не просто жалоба от рядового гражданина, а распоряжение вышестоящего начальства.

 

 Через посредников.

 

СМИ

 

Привлечь внимание к проблеме можно и с помощью СМИ. Но журналисты освещают только самые вопиющие случаи или те, которые затрагивают интересы большого количества людей. Отказ КСК починить крышу в их число точно не входит. Чтобы понять, будет ли тема интересна СМИ, можно поискать аналогичную ситуацию, выбрав в Google поиск по новостям.


Контакты СМИ всегда есть на их официальных сайтах – мессенджеры, e-mail, номера телефонов. Чем больше людей соберется на встречу с журналистами, тем лучше. Сход возмущенных чем-то жителей, если их придет 5 человек, в новости вряд ли попадет. А вот 50 жителей – это уже может быть интересно.

 

Пообщаться с журналистами можно как на месте события (например, если речь идет о сносе единственного в районе стадиона или сквера), так и на пресс-конференции. В последнем случае пресс-клуб сам разошлет приглашения СМИ.

 

В Алматы, например, пресс-конференции проводят Казахстанский пресс-клуб, Интерфакс. А в Казахстанском международном бюро по правам человека и соблюдению законности пресс-конференцию можно провести бесплатно. Можно просто снять помещение на два часа и пригласить журналистов туда, но тогда оповещать их о предстоящем мероприятии придется самостоятельно.

 

Если проблема серьезная, не решается и затрагивает интересы большого количества людей, то можно подать в акимат заявку на проведение митинга (по ряду причин – тема, время или место проведения – акимат может и запретить его проведение). За проведение несанкционированного митинга могут привлечь к административной ответственности.

 

От чего зависит эффективность?

 

  • текст обращения должен быть коротким, четким и понятным (1-2 страницы);

  • все изложенные факты, особенно обвинения в чей-либо адрес, должны подтверждаться документально (фото, видео, документы);


  • коллективные жалобы срабатывают быстрее. В зависимости от ситуации это может быть либо одно письмо со множеством подписей, либо большое количество жалоб от разных граждан по поводу одной и той же проблемы;


  • секрет успеха – настойчивость. На то, чтобы добиться результата может уйти несколько лет. При этом писать обращения и жалобы нужно будет постоянно.

 

Подписывайтесь на https://t.me/politprosvet_kz

Похожие посты

Смотреть все

Comments


bottom of page