top of page
  • Фото автораПолитпросвет.kz

Европейский союз намерен расширять сотрудничество со странами ЦА


 

Вчера, 17 января, Европейский парламент принял резолюцию о пересмотре стратегии Европейского союза в отношении стран Центральной Азиии – Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана. На проходившем в Страсбурге голосовании ее поддержали 543 парламентария, 42 - проголосовали против, 44 – воздержались, сообщает Deutsche Welle. Лейтмотивом документа является необходимость расширения политического и экономического сотрудничества со странами региона.

 

В резолюции сказано, что с момента принятия стратегии ЕС по Центральной Азии в 2019 году ситуация в регионе сильно изменилась. На это повлияли такие внешние факторы, как война России с Украиной, приход к власти талибов в Афганистане и «все более напористая» внешняя политика Китая. Среди внутренних факторов нестабильности называются январские события 2022 года в Казахстане; жестокое подавление протестов памирцев в Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана в ноябре 2021 года и мае 2022 года; подавление протестов в Каракалпакстане (Узбекистан) в июле 2022 года; неоднократные столкновения на кыргызско-таджикской границе.  

 

Авторы резолюции отмечают, что все пять государств Центральной Азии имеют «низкие и снижающиеся показатели демократии и классифицируются как авторитарные режимы». Они также ссылаются на доклад Freedom House «Свобода в мире» за 2023 год, в котором все пять режимов названы «несвободными», на Всемирный индекс свободы прессы за 2023 год, в котором говорится о заметном ухудшении ситуации со свободой прессы в регионе, и на Индекс восприятия коррупции за 2022 год, в котором средний балл по Центральной Азии был значительно ниже среднемирового уровня.

 

Конкретно Казахстан беспокоит авторов резолюции с точки зрения нарушений прав человека во время январских событий, и непривлечения к ответственности виновных. В документе также упоминается новый закон о СМИ, который грозит усилением государственного контроля над отечественными медиа.

 

Кроме того, резолюция призывает освободить ряд политзаключенных, а именно Айгерим Тлеужан (осуждена по делу о захвате аэропорта Алматы), Марата Жыланбаева (осужден за связи с экстремистской организацией ДВК), Бекижана Мендыгазиева (брат активиста Барлыка Мендыгазиева, осужден за сокрытие налогов и отмывание денежных средств), Тимура Данебаева (осужден за разжигание межнациональной розни) и Кайрата Клышева (осужден за связи с ДВК).  

 

Но, несмотря на ряд негативных факторов, Центральная Азия является регионом, представляющим стратегический интерес для ЕС с точки зрения ее геополитического положения, связывающего Европу и Азию, а также энергоресурсов. Кроме того, наш регион играет важнейшую роль в сдерживании религиозного экстремизма, терроризма и наркотрафика. Поэтому стратегия ЕС в отношении стран Центральной Азии требует полного переосмысления и «более активного присутствия», особенно с учетом таких обстоятельств, как изоляция России в результате войны с Украиной, укрепление торговых путей через Центральную Азию в обход РФ, планируемое расширение ЕС в Восточной Европе и растущее влияние Китая в регионе.

 

Краеугольным камнем взаимодействия ЕС с Центральной Азией в резолюции называют Соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве (СРПС). Казахстан был первым государством Центральной Азии, которое подписало СРПС в 2015 году (вступило в силу 1 марта 2020 года), что обеспечило прочную основу для расширения сотрудничества в ключевых областях, представляющих взаимный интерес, таких как взаимосвязанность, энергоэффективность, «зеленая» экономика и цифровизация. И пока единственным – Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан не ратифицировали СРПС из-за внутренних коллизий. Что касается Туркменистана, то соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС было подписано еще в 1998 году, но Европарламент его не ратифицировал из-за ситуации с правами человека в этой стране.

 

Говоря о двустороннем сотрудничестве, резолюция Европарламента:

 

  • приветствует подписание меморандума о взаимопонимании между Казахстаном и ЕС о стратегическом партнерстве в области устойчивого сырья, батарей и цепочек создания стоимости «зеленого» водорода;

 

  • призывает власти Казахстана продолжать реализацию политических и экономических реформ, которые должны укрепить демократию, верховенство закона и надлежащее управление;

 

  • подчеркивает, что реализация концепции «Справедливого Казахстана» должна обеспечить соблюдение прав и свобод человека, а также улучшить избирательную систему в соответствии с рекомендациями Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ;

 

  • призывает власти Казахстана завершить расследование январских событий 2022 года, опубликовать его результаты и обеспечить правосудие для жертв пыток;

 

  • отмечает потенциальные выгоды от расширения гуманитарного обмена с Казахстаном в рамках соглашения об упрощении визового режима, официальные консультации по которому начались в мае 2023 года. 

 

Подписывайтесь на https://t.me/politprosvet_kz

Похожие посты

Смотреть все

У медали две стороны

История главного спортивного ведомства Казахстана в лицах и олимпийских скандалах

Comments


bottom of page