Заседание по иску Гульмиры Керимбековой, Гульмиры Ахмеджановой, Меруерт Ауельбай, Алмы Архабаевой и Кулшат Дуйсенбековой состоялось в Шымкенте. Женщины просили признать их жертвами политических репрессий, следует из постановления городского суда Шымкента №2а/615-2023.
Заявительницы рассказали, что в декабре 1986 года в знак протеста против назначения Колбина первым руководителем Казахстана написали на стенах многоэтажных домов Шымкента такие лозунги, как «Долой Колбина». Из-за этого они подверглись давлению со стороны партии, комитета комсомола, а также органа национальной безопасности; на них якобы завели уголовное дело, а их родителей и близких родственников уволили с работы.
Суд отказал в удовлетворении иска, сославшись на отсутствие доказательств, подтверждающих участие заявительниц в декабрьских событиях 1986 года, и то, что они подвергались репрессиям.
Политическими репрессиями считаются лишение жизни или свободы, включая заключение под стражу и принудительное лечение в психиатрических учреждениях, изгнания из страны и лишения гражданства, ссылки или высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду с ограничением свободы. Однако женщины не смогли доказать, что подверглись таким репрессиям.
«Основные доводы заявителей основаны на том, что прокуратурой Южно-Казахстанской области 29 декабря 1986 года по факту обнаружения записей националистического содержания зарегистрировано уголовное дело №2363 по статье 170 Уголовного кодекса Казахской ССР, которое прекращено 28 февраля 1987 года по оправдывающим основаниям. Однако не доказано, что уголовное дело, на которое ссылаются заявители, возбуждено именно в отношении их, в связи с чем они подверглись ограничению свободы, следственным действиям и им предъявлены обвинения», – сказано в постановлении суда.
Согласно Закону о реабилитации жертв массовых политических репрессий, в случае полной реабилитации гражданина суд выдает заявителю справку о реабилитации. Эта справка является основанием для назначения денежной компенсации – из расчета 3/4 МРП за каждый месяц пребывания в местах лишения/ограничения свободы, но не более 100 МРП.
По данным Министерства труда и социальной защиты населения, с 2003 по 2022 год из республиканского бюджета выплитили 2,9 млрд тенге в виде единовременной денежной компенсации. В 2023 году размер компенсации составляет от 2588 тенге до 345 000 тенге.
В случае, если денежная компенсация начислена, но не получена по причине смерти реабилитированного, ее могут получить наследники.
Кроме того, жертвам политических репрессий, а также лицам, пострадавшим от политических репрессий, имеющим инвалидность или являющимся пенсионерами, выплачивается специальное государственное пособие – 1,23 МРП (в 2023 году – 4244 тенге). С 2005-го по 2022 год из республиканского бюджета выплачено 15,5 млрд тенге в виде специальных госпособий.
Автор: Аделаида Ауеспекова
Подписывайтесь на @Свидетель.kz
Comments