Женщины, которые боролись за права казашек
- Ayel
- 21 мая 2024 г.
- 3 мин. чтения
Обновлено: 23 мая 2024 г.

Недавно мы рассказывали о том, что в классической казахской литературе гендерное неравенство и проблемы прав женщин были важными темами – писатели посвятили им многие романы XIX-XX веков, и они остаются актуальными до сих пор.
Сегодня же поговорим о женщинах, которые боролись за равноправие в казахском обществе и меняли устои.
Акын Сара Тастанбеккызы (1853-1907 гг.) – знаменитая женщина-акын, чей айтыс с Биржан-салом вошёл в историю дебатного и литературного мастерства.
У Мукана Тулебаева есть опера «Биржан и Сара», где двух талантливых айтыскеров изображают возлюбленными, борющимися за право быть вместе. Хотя в жизни они были просто коллегами, которые пересеклись лишь однажды, чтобы создать серьёзное произведение, освободившее Сару от свадебных обязательств. Но обо всём по порядку.
Детство у Сары было трудным, в три года она лишилась отца. Позже двоюродного брата посадили в тюрьму по ложному обвинению. В итоге опекуном Сары и её матери стал Турсыбек-кажы, который перевёз семью в другой аул и сосватал Сару за байского сына Жиенкула, который имел некоторые физические изъяны. Вместе с тем Сара с детства проявляла яркий талант в поэтическом мастерстве и стала известна за пределами родного дома, что привлекло внимание кочующего между аулами акына-импровизатора Биржана-сала. Однажды он приехал в аул Сары, где состоялся известный айтыс, в котором остро поднимался социальный вопрос женской судьбы, проблем неравного брака и того, что жизнь девушки ей не принадлежит.
После этого состязания слава о девушке сильно разнеслась. Сара получила народную любовь и поддержку, и это позволило ей защитить свои права, отменив сватовство. В 19 лет Сара вышла замуж за равного ей Бекбая Алтынбекулы, написала серию стихов, среди которых поэма «Жүрек» на основе легенд, рассказывающих о желании человека быть свободным. В «Ашындым» Сара говорит о тяжёлой судьбе женщины, жестокости и несправедливости.
Назипа Кулжанова (1887-1934 гг.) – первая казахская женщина-журналист (официально), общественный деятель и политик.
Её история чем-то схожа с историей Сары. Родители Назипы хотели выдать девушку замуж, когда она ещё не была совершеннолетней, и даже получили за неё калым. Но Назипа выступила против. Так как у родителей не было денег для возврата выкупа, девушка обратилась к военному губернатору области и аннулировала сделку. Позже она вышла замуж по любви за преподавателя Нургали Кулжанова. В те времена ослушаться воли родителей было крайне тяжело. Поэтому смелость Назипы была редкостью. Будучи журналисткой, девушка публиковалась в журналах «Қазақ», «Айқап», «Сарыарқа», «Қызыл Қазақстан» и «Әйел тендігі», где обозревала проблемы женщин в обществе, семье и общественной жизни.
Ей принадлежит цитата:
«Женщина – мать народа. Только образованная, умелая, свободная женщина способна вывести свой народ на уровень передовых народов».
Назима также развивала женское движение в обществе и политике, была одной из организаторов первого съезда женщин Востока. Помимо борьбы за права женщин, Кулжанова внесла огромный вклад в Абаеведение.
Алма Оразбаева (1898-1948 гг.) – основоположница женского движения в Казахстане.
Алма положила жизнь на освобождение казахских женщин от предрассудков. Как пишет газета «Мысль», благодаря её усилиям 6 декабря 1923 года в республике (Киргизской/Казахской АССР) принято постановление, отменяющее калым. Этим же постановлением было решено 4 января праздновать День независимости казахских женщин.
Она активно боролась и за принятие постановлений по ликвидации многожёнства и аменгерства (вдову отдают замуж за родственника мужа).
«Отныне покушающиеся на свободу женщин лица, привлекались к ответственности по ст. 106 УК КазАССР (Казахской Автономной Советской Социалистической Республики)», – отмечает газета.
Алма разъясняла женщинам их права в сфере защиты матери и ребёнка, убеждала развиваться и активно участвовать в жизни общества, быть независимыми. К сожалению, в последующем жизнь Оразбаевой будет полна трагедий и завершится не лучшим образом. Но её вклад в борьбу за женские права поистине неоценим.
Нагима Арыкова (1902-1956 гг.) – первая женщина-председатель Верховного суда КазАССР.
Нагима активно работала над защитой прав женщин, пропагандировала образование и развитие. Была одной из организаторок женского движения в Казахстане. Нагима вышла замуж за Хасена Кошанбаева, но фамилию оставила свою. В 1937 году муж, который был наркомом лёгкой промышленности, попал под сталинские репрессии (реабилитирован в 1958 году). В те времена мало кто знал, что жёны могут не брать фамилии мужей. Это спасло Арыкову и её дочь от гибели. Но к тому времени здоровье Нагимы уже было подорвано, и в июле 1938 года она подала в отставку и ушла из политической деятельности в публицистику.
Написала книги «Чем должна заниматься женщина-уполномоченная?» (Кызылорда, 1927), «Свобода трудящихся женщин в Казахстане» (Кызылорда, 1930) и др.
Автор: Алтыншаш Жырау
✅ Подписывайтесь на https://t.me/ayel_kz