Параллельно с Законом о противодействии торговле людьми, который президент подписал ещё 5 июля, внесены поправки в Уголовный и Административный кодексы. Эти поправки направлены на усиление борьбы с проституцией и в сочетании с подписанным законом позволяют представить проституток как «жертв торговли людьми», что облегчает привлечение к ответственности сутенёров. Однако только если имеет место «секс по принуждению», в противном случае подвести сутенёра под уголовную статью по-прежнему будет сложно.
В законодательстве Казахстана не предусмотрено наказание за возмездные интимные услуги ни для работниц данной индустрии, ни для клиентов. Проституция запрещена как бизнес. Но для состава преступления необходимо принудительное вовлечение.
Статья 308 УК трактует это так:
«Вовлечение в занятие проституцией путём применения насилия или угрозы его применения, использования зависимого положения, шантажа, уничтожения или повреждения имущества либо путём обмана».
То есть, если нет факта насилия или угроз, применить статью к сутенёру сложно.
В новой редакции сама статья осталась без изменений, но в статье 3 УК расширили определение эксплуатации человека, в том числе упомянув проституцию как отдельный критерий для заведения уголовного дела.
Было
Эксплуатация человека – использование виновным принудительного труда, то есть любой работы или службы, требуемой от лица путём применения насилия или угрозы его применения…
Стало
Эксплуатация человека – использование виновным принудительного труда, занятия проституцией другим лицом или иных оказываемых им услуг сексуального характера…
В примечание к статье в части, где говорится о проституции, также внесли изменения.
Под использованием виновным занятия проституцией другим лицом или иных оказываемых им услуг сексуального характера понимается принуждение лица к занятию проституцией или оказанию иных услуг сексуального характера в целях присвоения полученных доходов или их части, а равно без преследования виновным этой цели.
Факт принуждения
На стадии обсуждения предлагалось расширить само понятие «принуждение» и статья 3 УК звучала так:
«Путём применения насилия или угрозы его применения или иных способов принуждения, обмана или злоупотребления доверием с использованием служебного положения, материальной или иной зависимости».
Но в окончательном варианте от этих уточнений почему-то отказались.
Другими словами, любвеобильных начальников и сутенёров привлечь по 308 статье легче не стало, но теперь следователи получили возможность признать жриц любви «жертвами эксплуатации», то есть торговли людьми, и строить обвинения, отталкиваясь от этих формулировок. Но,опять же, если сами проститутки признают факт принуждения.
Вовлечение несовершеннолетних
В статью 134 УК «Вовлечение несовершеннолетнего в занятие проституцией» внесли изменения в части незаконных методов, теперь это не только угроза, обман и прочее, а также пропаганда и (или) реклама проституции, иных услуг сексуального характера в этих целях.
Под пропагандой проституции следует понимать распространение любой информации о проституции, иных услугах сексуального характера, выгодах и преимуществах оказания таких услуг.
Под рекламой проституции –распространение и (или) размещение информации о лице, цене, способе и (или) месте получения таких услуг.
Кроме того, в целях защиты несовершеннолетних в УК добавили статью 121-1.
«Совершение непристойных действий сексуального характера в отношении лица, заведомо не достигшего 16-летнего возраста, сопряжённых с предложениями, в том числе с использованием сетей телекоммуникаций, включая сеть Интернет, или прикосновениями сексуального характера» (штраф 200 МРП или общественные работы до 200 часов).
Также дополнили 122 статью, где речь идёт об интиме с несовершеннолетними. В частности, ввели ответственность клиента несовершеннолетней проститутки:
«Получение услуги проституции, иной услуги сексуального характера, оказываемой заведомо несовершеннолетним лицом, наказывается лишением свободы на срок от 3 до 6 лет с пожизненным лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью».
Онлайн-притоны
За организацию онлайн-притонов «для оказания иных сексуальных услуг посредством использования сетей телекоммуникаций, в том числе Интернета», согласно дополнениям в статье 309 УК, предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 3 до 7 лет с конфискацией имущества.
А вот за предоставление помещения «…заведомо для оказания иных сексуальных услуг», то есть под онлайн-притон, предусмотрено административное наказание– для физических и должностных лиц - 100 МРП, для юридических - от 150 до 1 000 МРП, в зависимости от категории (МСБ или крупный бизнес).
При этом не уточняется, если физлицо или компания сдает помещение в субаренду или через агентство, кто именно будет платить штраф.
Подписывайтесь на @Свидетель.KZ
Comments