Телеграм-канал Ayel не оставляет тему казахских традиций. Любовь к дочерям, забота о роженицах и детях отражались не только в приметах, но и в блюдах. Сегодня поговорим именно о них.
Родительская забота в сердце – Ұлпершек.
Ұлпершек – сердце лошади или барана, которое фаршировали курдюком или печенью, вываливали в муке и хранили длительное время (могло доходить до месяца). Затем сердце варили в овощном бульоне, чтобы вытянуть запахи, либо запекали (всё зависит от региона).
Этнограф Айгерим Мусагажинова в интервью zakon.kz рассказывает, что Ұлпершек – это одно из древних обрядовых блюд, дошедших до наших дней, которое готовилось для девушки, покидавшей родной дом.
Такое блюдо, переданное девушке в дорогу, означало, что она всегда будет жить в сердце родителей. Кроме того, считалось, что сердце должно наградить ту, которая его ест, сильными качествами животных – стойкостью, мудростью и силой.
Мусагажинова подчёркивает, что блюдо могли передать и уже уехавшей девушке, чтобы узнать о том, хорошо ли ей живётся вдали от родных. Если после передачи Ұлпершек девушка в ответ отправляла гостинцы, это означало, что поводов для беспокойства нет.
Для быстрого восстановления рожениц – Быламық.
Быламық – разновидность пшённой каши, где в казане на сливочном масле обжаривают вручную обработанное зерно. Потом добавляют овечий жир и заливают кипятком (можно сразу залить молоком). Это блюдо нужно постоянно помешивать, чтобы смесь не слипалась.
Считалось, что такая каша полезна именно для кормящих матерей – она делает молоко более полезным. В статье The steppe.com Мусагажинова отмечает, что блюдо помогало быстро восстановиться ослабленным роженицам, так как оно насыщено полезными жирами, белком, кальцием и клетчаткой, повышает уровень гемоглобина в крови и восстанавливает энергетические запасы организма.
Молодая мать, согласно степным традициям, напомним, восстанавливалась достаточно долго – от месяца до года. В первое время был принят бережный уход с наличием горячей бараньей сорпы и мяса для того, чтобы мать и ребёнок становились крепче и не простыли.
Вместе с тем в годы Ашаршылықа и джута каша Быламық становилась основной пищей для всего казахского народа.
Сухое молоко для маленьких детей.
Ведущая научная сотрудница Института истории имени Шокана Уалиханова Салтанат Асанова, ссылаясь на работу этнолога Акселеу Сейдимбека, рассказала Tengrinews.kz о способе приготовления сухого молоко, которое использовалось во время перекочёвки.
Женщины готовили его всё лето. Они брали шкуру ягнёнка, очищали от шерсти, промывали и сушили на солнце несколько раз, пока шкура не становилась белым мягком полотном. Затем опускали полоски из шкуры в кипящее молоко. При выкипании молочная масса распределялась по ленте. В конце должна была получиться «колбаска» в три-пять сантиметров. Её аккуратно сворачивали и клали в карын (желудок). Во время осеннего перехода, чтобы быстро покормить детей, кусочки клали в чан с кипящей водой – получалось горячее полезное молоко.
С учётом того, что это достаточно древнее блюдо, использовалось овечье или лошадиное молоко. Это связано с тем, что коровы в быту казахов появились уже в поздний кочевой период, то есть относительно недавно.
Женские посиделки – Абысын асы.
Это не блюдо, но специальный ужин для жён. Когда мужья уезжали куда-нибудь, женщины, оставшиеся в ауле, собирались и устраивали пир,на котором было много вкусной еды и чая. Женщины пели, обсуждали свежие новости, советовались друг с другом и всегда могли рассчитывать при необходимости на поддержку.
Автор: Алтыншаш Жырау
✅ Подписывайтесь на https://t.me/ayel_kz