
На прошлой неделе компания «Алатау Смарт Технолоджи Казахстан» объявила о запуске завода по производству мобильных комплексов фиксации нарушений ПДД. В день торжественного открытия «высокотехнологичного предприятия» стало известно, что вместо настоящих сотрудников работу на заводе изображали актёры массовых сцен и аниматоры, нанятые через кастинг.
Комментариев со стороны руководства «Алатау Смарт Технолоджи Казахстан» после разоблачения так и не последовало. В то же время пресса провела параллели с другим предприятием – актауским заводом, который в 2010 году начал, якобы, собирать отечественные планшеты, а спустя три года выяснилось, что он просто покупал готовую продукцию, а затем перепродавал под собственной маркой.
«Инновационные» заводы в Казахстане порой торжественно открываются (иногда даже с участием президента страны), а потом становятся темами для разоблачений из-за их бесперспективности, убыточности, растрат или мошенничества. В этом материале мы вспомнили пять наиболее резонансных проектов, которые не просто не оправдали надежд, но и вели непрозрачную деятельность.
№1. Автозавод полного цикла плюс технопарк «Азия Авто Казахстан»
Инвестиции: 52,8 млрд тенге
Проект по строительству автозавода полного цикла и технопарка по производству автокомпонентов в Усть-Каменогорске, стартовавший в 2015 году, так и не получил логического завершения.
Ожидалось, что к концу 2019 года уровень локализации автопроизводства будет доведён до 50%, а также будут запущены цеха покраски и сборки. Но этого не произошло. Позже в компании объяснили, что в 2015 году им помешали девальвация тенге и последовавшее падение авторынка, а затем началась пандемия коронавируса. Между тем завод получал от государства налоговые льготы в рамках соглашения о промышленной сборке. В 2020 году Мининдустрии расторгло это соглашение с группой компаний «Бипэк Авто» и потребовало вернуть сумму преференций и льгот за 10 лет. Первый заместитель премьера Роман Скляр тогда заявил, что компания «Азия Авто Казахстан» подорвала имидж казахстанского автопрома.
Начались судебные разбирательства, которые продолжаются до сих пор. Владельца компании Анатолия Балушкина, генерального директора АО «Азия Авто» Ерика Сагымбаева и ещё нескольких топ-менеджеров группы компаний обвинили в хищении более 230 млрд тенге. В Агентстве по финансовому мониторингу считают, что деньги, которые предназначались для строительства завода, выводили в подконтрольные компании, выдавали как фиктивные премии работникам, а также заключили фиктивный контракт с компанией из ОАЭ.
В 2021 году акимат Восточно-Казахстанской области объявил, что ищет инвестора для реанимации проекта, но он до сих пор не найден. В конце прошлого года глава региона Ермек Кошербаев сказал, что «инвесторы проявляют интерес», но все ждут, чем закончатся судебные разбирательства.
№2. Завод по производству электробусов третьего поколения Falcon Eurobus
Инвестиции: 15 млрд тенге
Основной аргумент, которым в 2016 году объясняли необходимость Falcon Eurobus, – это забота об экологии. Экс-аким Алматы Бауыржан Байбек определил строительство автосборочного завода как приоритетное. В рамках господдержки заводу был выделен земельный участок в черте города, подведены сети водоснабжения и электролиний на сумму 2 млрд тенге. Сообщалось, что завод будет оснащён самым современным оборудованием, создаст около 1300 рабочих мест и будет выпускать 100 электробусов в год. В сентябре 2018 года завод посетил Нурсултан Назарбаев.
Однако в итоге предприятие, где официально трудилось менее пяти человек, зарабатывало не на сборке электробусов. В частности, с заводом несколько лет подряд заключались невыгодные для города госконтракты на аренду электробуса, возившего туристов за 1500 тенге по достопримечательностям Алматы. В 2019 году договор был подписан на 20 млн тенге, после расторжения в бюджет Алматы вернулось более 11 млн тенге.
Сейчас, по данным бизнес-реестров, компания зарабатывает на сдаче в аренду машин, оборудования, собственной недвижимости, техническом обслуживании и ремонте автомобилей.
Год назад компания объявила, что будет напрямую возить машины из Китая. Как пишут Kolesa.kz, для ввоза в Казахстан китайских электробусов под названием Granton, которые ранее, якобы, собирали на заводе Falcon Eurobus, даже предлагают принять отдельные правила оформления. 175 электробусов Granton собираются ввезти в Казахстан не в качестве машинокомплектов, а готовыми к эксплуатации. Завозить их будет не Falcon Eurobus, а принадлежащий ему электробусный парк.
№3. Первый в Казахстане завод по утилизации сельхозтехники AutoRecycling
Инвестиции: 5,1 млрд тенге
Казахстанский инновационный завод по утилизации сельхозтехники, строительство которого обошлось в 5,1 млрд тенге, оказался в центре скандала после того, как активист Санжар Бокаев купил ржавый трактор и попытался сдать его в утиль. Тогда выяснилось, что на предприятии нет никакого оборудования, нет рабочих, но пустые ангары охраняют.
Завод торжественно открывали в декабре 2021 года с участием премьер-министра, на тот момент им был Аскар Мамин. В СМИ сообщалось, что новое предприятие не имеет аналогов в Центральной Азии. Его мощность составит четыре тысячи единиц агротехники в год. Полученный металл будет использоваться для производства новой продукции.
Заводом владеет ТОО «AutoRecycling», связанное с Алиёй Назарбаевой. Об этом предприятии мы рассказывали в обзоре её бизнес-империи. У компании арестованы банковские счета, а долги по исполнительным производствам превышают 2,6 млрд тенге. В конце прошлого года Inbusiness писал, что производственную площадку передадут государству, а затем предложат другим инвесторам. Так, например, произошло с другим предприятием, некогда принадлежавшим дочери экс-президента, – заводом по утилизации автомобилей в Караганде. Месяц назад стало известно, что его на торгах купил Qarmet Андрея Лаврентьева.
№4. Завод по выпуску самолётов «КазАвиаСпектр»
Инвестиции: 750 млн тенге по программе «Дорожная карта-2020» и 846 млн тенге – льготный кредит «КазАгро»В 2011 году экс-президент Нурсултан Назарбаев принял участие в церемонии открытия авиазавода «КазАвиаСпектр» в Карагандинской области. Из презентации следовало, что завод ежегодно будет выпускать 36 сельскохозяйственных самолётов «Фермер-2» и «Фермер-500» для обработки полей химикатами. Более того, предполагалось создать собственное конструкторское бюро и даже экспортировать самолёты. Однако за всё время работы завод не выпустил ни одного самолёта.
В 2014 году на руководство «КазАвиаСпектра» было заведено уголовное дело – авиазавод обвинили в уклонении от уплаты таможенных сборов. С февраля по июнь 2014 года «КазАвиаСпектр» накопил долгов на 32,3 млн тенге. В 2017 году предприятие признали банкротом.
Свои неудачи руководство завода объясняло нарушением обязательств со стороны российских партнёров: специалисты казанской компании «Фирма МВЕН» должны были обучить местных сотрудников. При этом, по сведениям руководства предприятия, технологию изготовления сельхозсамолетов «Фермер» приобрели за 1,7 млн долларов.
№5. Планшеты «Made in KZ» – завод Caspiy Electronics
Инвестиции: не было озвучено официально
Проект по производству планшетных компьютеров, телевизоров и мониторов был утверждён в Мининдустрии и включён в программу Форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана 2010-2014 гг. Решение об организации данного предприятия с уставным капиталом 800 млн тенге было принято в апреле 2011 года. Завод торжественно открыл Нурсултан Назарбаев во время онлайн-конференции. Предприятие расположилось на территории СЭЗ «Морпорт Актау», где было освобождено от уплаты корпоративного подоходного налога и таможенных пошлин.
Планы у компании были грандиозные: вплоть до производства всей бытовой техники и выхода на фондовый рынок. Также сообщалось, что продукция завода заинтересовала иранцев и уже есть договорённости о поставках с одной из иранских компаний.
Однако в октябре 2013 года финпол пришёл к выводу, что данный проект был изначально инициирован в мошеннических целях. Следствие установило, что заводское оборудование с заявленной стоимостью 600 млн тенге фактически стоило 20 млн и по своим техническим характеристикам не предназначалось для сборки планшетных компьютеров. Около тысячи планшетов были закуплены в Китае, разбирались, а затем показательно собирались.
Изначально в составе ТОО «Caspiy Electronics» было два участника – АО «СПК «Каспий» и ТОО «JX Company». Сейчас в учредителях фигурирует только СПК «Каспий» (структура Управления финансов Мангистауской области), а само Caspiy Electronics переименовано в ТОО «Актау туризм». За всё время компания отдала в бюджет чуть более 10 тыс. тенге в виде налогов, зато заработала долг по исполнительным производствам на 87 тыс. тенге.
Кстати, месяц назад стало известно, что госаудиторы выявили в СПК «Каспий» нарушения на 747 млн тенге, а также неэффективное использование средств на сумму 1,7 млрд тенге. В отчёте ВАП сообщалось, что в 2022-2023 годах не реализованы проекты по строительству солнечной электростанции мощностью 12 МВт, посадке виноградников, созданию мини-цеха по переработке рыбной продукции, открытию мукомольного цеха и т.д. В итоге было неэффективно потрачено свыше 154 млн тенге.
Подписаться на @Shishkin_like