top of page
Фото автораShishkin_like

Запросы, посещаемость, популярность: чем новый мажилис лучше прежнего

В конце июня парламент завершил свою работу — депутаты отправились в разъезды по стране. Нынешний состав мажилиса в своем роде уникален: впервые с 2007 года в нижнюю палату вошло больше трёх партий, а выборы осуществлялись по смешанной системе, после значительных политических потрясений 2022 года. Чтобы понять, изменилось ли что-то внутри нижней палаты парламента кроме партийного разнообразия, мы решили сравнить действующих мажилисменов с их предшественниками из седьмого созыва (период в обоих случаях — вторая сессия).


Наш редактор Маргарита Бочарова выяснила, что нынешний созыв проигрывает предыдущему разве что по количеству популярных лиц среди мажилисменов и числу подписанных президентом законопроектов. В остальном действующие депутаты и запросов озвучили больше, и пленарные заседания посещали ответственнее, и отказывались от своих мандатов реже. Однако — несмотря на все позитивные сдвиги — парламентарии все ещё сильно проигрывают правительству, когда дело касается законодательной инициативы. 


Активизация работы парламента НЕ привела к росту числа введённых в действие новых законов и поправок. Во второй сессии восьмого созыва в работе у депутатов было 173 законопроекта, что на 36% больше аналогичного показателя второй сессии предыдущего созыва. В результате и принятых парламентом законопроектов в минувшем сезоне было больше почти на треть. Однако президент в этот раз не спешил подписывать поступившие к нему нормативно-правовые акты. Если в прошлый рассматриваемый период он подписал все одобренные депутатами законопроекты (78), то в этот — только семь из каждых десяти (74).


Фокус законодательной работы депутатов остался на охране национальной безопасности и финансовых вопросах. По тематике принимаемых законопроектов ощутимую разницу мы обнаружили лишь в подходах к сельскому хозяйству и госрегулированию хозяйственной деятельности. В ходе второй сессии седьмого созыва депутаты одобрили всего пять законопроектов в этих областях, тогда как нынешний состав утвердил 18 законодательных новелл в указанных сферах. Также действующие мажилисмены больше внимания уделили реформированию гражданского законодательства и вопросам промышленности.


Несмотря на небольшой прогресс, парламент всё ещё фактически не является высшим законодательным органом. Большая часть законопроектов, поступающих в мажилис, вносится туда правительством, а не депутатами. Во второй сессии седьмого созыва в нижнюю палату внесли 96 законопроектов, из которых депутаты инициировали лишь четверть. Во второй сессии этого созыва ситуация немного улучшилась, и на депутатов пришлось 30% от всех 125 внесённых законопроектов. Однако ключевую роль, как писали аналитики, вероятно, по-прежнему играет межведомственная комиссия по законопроектной деятельности при правительстве.


Мажилисмены восьмого созыва намного активнее пользуются инструментом депутатских запросов. Если в 2021-2022 годах на одного депутата приходилось в среднем три запроса за сессию, то теперь речь идёт о пяти запросах. При этом тематически их основная направленность не изменилась — мажилисменов главным образом заботят вопросы экономики, регионального развития, налогов, финансового контроля, бизнеса и промышленности. Отметим, в прошлом созыве запросы чаще всего направлялись вице-премьерам, а в этом главным адресатом стал непосредственно глава правительства.


Депутаты восьмого созыва чуть более дисциплинированно посещают пленарные заседания. С помощью стенограмм мы сравнили 38 пленарных заседаний второй сессии нынешнего созыва с таким же количеством заседаний предыдущего состава мажилиса. Для каждого заседания мы по возможности фиксировали максимальное число депутатов, участвовавших в голосованиях (одно число вне зависимости от количества голосований), а затем высчитали среднее арифметическое. Для нынешнего созыва итоговый показатель составил 92 депутата из 98 (93,9%), а для предыдущего — 98 человек из 107 (91,6%).


Действующие мажилисмены производят впечатление более открытых по сравнению с предшественниками. Доказательством тому может служить количество поступивших в адрес депутатов обращений от граждан. По итогам второй сессии восьмого созыва от казахстанцев получено чуть более 27 тыс. писем, что в 2,5 раза больше того же показателя предыдущего созыва. Большая часть обращений традиционно посвящена вопросам правосудия и правопорядка. Уровень одобрения деятельности парламента по сравнению с началом 2022 года вырос на 9 проц. пунктов и даже обогнал оценку правительства, пишет «Стратегия». 


Депутаты восьмого созыва больше склонны к критике нежели мажилисмены седьмого созыва. По запросу «депутаты раскритиковали» Google выдал нам 73 результата в случае с действующим мажилисом, и восемь результатов для второй сессии предыдущего созыва. Выдача продемонстрировала, что народные избранники теперь критикуют почти всё — законопроекты, министров и их замов, госпрограммы, банки, сотовых операторов и пр. Вероятно, это можно считать и совпадением, но правительственных часов в этот раз в мажилисе было всего шесть, во второй сессии седьмого созыва их проводили чаще (10 раз).

 

Действующие мажилисмены посвятили больше времени обсуждению законопроектов нежели депутаты седьмого созыва. Сложив время трансляций пленарных заседаний, проведённых во второй сессии нынешнего созыва, мы выяснили, что депутаты провели за обсуждениями почти пять дней — 4 суток и 17 часов. Депутаты предыдущего созыва в течение своей второй сессии в среднем тратили на принятие законопроектов меньше времени, и в сумме получилось 3 суток и 6 часов. При этом и у тех, и у других максимальная продолжительность заседания составляет чуть больше 4 часов, минимальная – около 30 минут.


По популярности нынешний состав мажилиса, вероятно, немного проигрывает депутатам предыдущего созыва. По данным из Google Trends, во время минувшей сессии пользователи в сети чаще всего искали в сети информацию, связанную с Даулетом Турлыхановым, Асхатом Аймагамбетовым, Ерланом Кошановым, Русланом Берденовым и Ринатом Заитовым. Тот же анализ второй сессии седьмого созыва показывает, что среди мажилисменов было больше интересных казахстанцам людей — кроме Кошанова к популярным можно было отнести Нурлана Нигматулина, Даригу Назарбаеву, Бекболата Тлеухана, Мади Ахметова и Саясата Нурбека.


Лишь половина «реформаторов» из седьмого созыва работает в составе нынешнего мажилиса. В феврале 2022 года, спустя месяц после январских событий, депутаты прошлого созыва объединились в группу под говорящим названием «Жаңа  Қазақстан». Изначально в нее вошёл 31 мажилисмен. В восьмом созыве свои мандаты сохранили только 15 участников этой инициативы. Формально сегодня в мажилисе нет больше и депутатской группы Ассамблеи народа Казахстана. Помимо фракций политических партий в восьмом созыве работает новое объединение из 20 мажилисменов — «Инклюзивный парламент».

 

Нынешние депутаты сдают мандаты намного реже, чем их предшественники. За первую и вторую сессии всего три депутата восьмого созыва досрочно сложили свои полномочия — Галымжан Елеуов занял кресло заместителя акима Актюбинской области, Мади Такиев был назначен министром финансов, Динара Шукижанова ушла по собственному желанию. Вакантные мандаты были переданы другим членам партий Amanat и Respublica. По данным ЦИК, за тот же период из мажилиса седьмого созыва ушло в четыре раза больше — свои мандаты сдали 12 человек, большинство из которых представляли правящую партию Nur Otan (ныне Amanat).


Подписаться на @Shishkin_like

 

 

 

Похожие посты

Смотреть все

Comments


bottom of page