top of page

За последние пять лет экономические потери из-за пересмотра казахстанских учебников превысили 16 млрд тенге

Фото автора: AyelAyel

В Высшей аудиторской палате (ВАП) Казахстана заявили, что реформы в области образовательных стандартов проводятся бессистемно, а частые изменения в учебных планах привели к пересмотру уже выпущенных учебников и неэффективным расходам бюджета. Как сообщает Informburo.kz, государственный аудит «выявил проблемные вопросы и системные недостатки, снижающие эффективность принимаемых мер по развитию среднего образования».

Они касаются стратегического планирования, оценки качества образования, подготовки и трудоустройства педагогов, качества их переподготовки и методологического обеспечения образовательного процесса.


При стратегическом планировании в образовательной сфере есть частые изменения госпрограмм и концепций. Регулярная смена стратегических документов приводит к прерыванию ранее начатых инициатив, из-за чего в образовательной политике нет преемственности и стабильности. 


По словам председателя ВАП Алихана Смаилова, Минпросвещения в первую очередь должно следить, чтобы принимаемые документы обеспечивали последовательность реформ:


«У нас за последние годы финансирование среднего образования более чем в три раза увеличилось. В этих условиях государство ожидает большей отдачи от принимаемых мер».


В аудиторском заключении говорится, что «в формировании госзаказа на подготовку педагогов выявлены значительные расхождения между прогнозами Минтруда и реальными потребностями системы образования». Это объясняется недостатками методологии расчёта. Кроме того, в части повышения квалификации проблемой остаётся пост-курсовое сопровождение педагогов, которое должно помогать учителям применять новые знания на практике. Однако на деле ограничивается лишь семинарами и публикациями.   

О том, что в образовательных учреждениях системные проблемы говорит и низкий процент успешного прохождения аттестации – с первого раза её проходит лишь 18,2% школ. 


«Реформы в области образовательных стандартов проводятся бессистемно. Частые изменения в учебных планах привели к пересмотру уже выпущенных учебников и неэффективным расходам бюджета. За последние пять лет экономические потери из-за пересмотра учебников превысили 16 млрд тенге. Аудит также выявил недостатки в экспертизе и мониторинге качества учебников. За пять лет критерии оценки менялись 12 раз, что свидетельствует об отсутствии устойчивой системы оценки. Не реализован порядок экспертизы через информационную систему мониторинга госуслуг, процедуры ведутся на бумаге».


В целом государственным аудит в образовании установил: финансовые нарушения на сумму 1,1 млрд тенге; неэффективное планирование средств и ресурсов на сумму 62,4 млрд тенге; неэффективное использование 3,2 млрд тенге.


Содержание казахстанских учебников то и дело становится предметов жарких споров. Почти каждый учебный год родители выкладывают фото опечаток, ошибок или неясно сформулированных заданий из учебников в соцсети. В центре экспертизы утверждают, что «подавляющее большинство – порядка 75% - замечаний, высказываемых в публичном пространстве, не находят своего подтверждения». Тем не менее, Минспросвещения повысило ответственность издательств за качество разработки учебников.


Около 80 процентов всех учебных предметов с 1 по 11 классы охвачены электронными учебниками. Общее количество разработанных и включенных в перечень учебников составляет 436 наименований.


В 2024 году Минпросвещения обновило содержание учебников для третьих, пятых, седьмых, восьмых, девятых, 10 и 11 классов. Изменения коснулись 14 школьных предметов, а также учебной программы для детей с особыми образовательными потребностями. 


Напомним также, в январе мы рассказывали, что казахстанская детская писательница намерена добиваться гонорара в 50 тысяч долларов за свои, включённые в школьную программу, работы.

 

 

✅ Подписывайтесь на https://t.me/ayel_kz

bottom of page