top of page
  • Фото автораAyel

За что в Казахстане увольняют директоров школ


В конце февраля в новостных телеграм-каналах появилось видео школьной давки, где дети начальных классов толпой застряли в лестничном пролёте. И хоть обошлось без жертв и пострадавших, в тот же день пресс-служба Управления образования города Алматы сообщила, что директора школы №41 уволили с формулировкой: «За ослабление контроля организации учебного процесса».


По сообщению Управления образования города Алматы, в этой общеобразовательной школе обучаются 1426 учащихся в две смены. Вместимость здания учебного заведения – всего 870 мест.


Телеграм-канал Аyel поговорил с бывшей школьной директрисой, а ныне депутатом мажилиса парламента Казахстана Ириной Смирновой об обязанностях директора школы и границах ответственности.


Ирина Смирнова сразу сказала, что не считает правильным, что директора школы, где произошла давка, сразу же уволили без выяснения обстоятельств дела:


«По трудовому законодательству невозможно уволить человека, не разобравшись в причинах происшествия. Во-первых, нужно понять, почему не сработали те или иные службы: дежурные учителя, дежурный завуч, которая организовывает весь этот процесс, почему дети одновременно оказались именно в том месте и в таком количестве и т.д. Я больше склоняюсь к тому, что руководитель школы сама написала заявление об увольнении».


Однако Смирнова задаётся вопросом: «Зачем директор приняла учащихся сверх нормы, если школа вмещает 870 детей, а она набирает более 1400 человек?»


По словам депутата, когда руководитель среднего звена образования берёт на себя такую ответственность, это может привести к целому ряду проблем, которые в дальнейшем негативно скажутся на учениках. Уроки придётся проводить, к примеру, в подсобных помещениях или переполнять кабинеты по 50 человек, увеличивая нагрузку на преподавателей.


«Если бы руководитель не решала эти проблемы молча, своими силами, а поставила бы в известность вышестоящие органы, они должны были отреагировать на подобные сложности и принять соответствующие меры. К примеру, арендовать какие-либо здания, в которых можно организовывать дополнительно учебные классы. Для этих целей можно привлекать частные школы. Такие уже работают в Шымкенте. При этом они не берут деньги ни с одного ребёнка», – сказала Смирнова.


Смирнова подчёркивает – директор в первую очередь несёт ответственность за жизнь, здоровье и безопасность детей. И в этой отдельно взятой ситуации должностные полномочия были превышены. В итоге произошла ситуация, которая лишь по счастливой случайности не привела к трагическим последствиям.


Но, конечно, сложившаяся проблема – это не только вина конкретного руководителя, а в целом вина государства, которое на протяжении 30 лет независимости не сумело построить достаточно школ, считает депутат. 


Смирнова уверена: Госпрограмма «100 школ, 100 больниц» так и не была освоена.


«Даже за те три года, что мы создаём Новый Казахстан, уже построили 400 школ, и дети до сих пор не вмещаются. Значит, эту проблему нужно решать иными путями. Скажем, выкупать здания, которые имеются на балансе города. Это же делают частные учебные заведения, у них же получается», – объясняет Смирнова.


При этом Казахстан ощущает острую нехватку кадров на должность директоров школ. Согласно данным Министерства просвещения РК, на сегодняшний день имеется порядка 800 свободных вакансий. Больше всего с нехваткой руководителей сталкиваются в Акмолинской, Жамбылской, Карагандинской, Костанайской, Павлодарской и Туркестанской областях.


Ирина Смирнова полагает, что одна из причин – маленькие зарплаты. По ее словам, сейчас руководитель среднего учебного заведения в Казахстане получает 200-300 тыс. тенге, тогда как педагог со стажем может получать 600-700 тыс. тенге.


Вместе с тем груз ответственности возглавляющей должности велик.


«Большая часть людей не приходит на эту должность потому, что ответственность огромная, заработная плата низкая, требования высокие, и ты сидишь, как на вулкане. В школах в любую минуту может что-то произойти: кто-то упал, кто-то подрался, не говоря уже о каких-то совсем тяжёлых ситуациях», – говорит депутат.


Ещё одной проблемой Смирнова считает то, что в нашей стране «не берегут ценные кадры» и не держатся за специалистов.


«Вот произошёл такой случай с этим директором: кто-то за него вступился, разобрался? Самое простое – уволить. Такое отношение сплошь и рядом. Директор школы – это очень многогранная профессия, где недостаточно только быть менеджером, там нужно понимать все процессы, механизмы взаимодействия с людьми. Эта профессия подразумевает долгий путь от учителя до директора, чтобы понимать всю специфику работы».


Мы вспомнили несколько случаев, за что и как ещё увольняли директоров школ в Казахстане.


Осенью прошлого года в одном из алматинских учебных заведений арестовали школьного охранника, его обвинили в сексуализированных домогательствах к ученице шестого класса. Мать школьницы заявляла, что мужчина, находился на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения. Всё произошедшее зафиксировала камера наблюдения. Директора школы уволили, учителя и администрация получили выговоры.


Директора столичной школы-гимназии №14 в сентябре прошлого года уволили с занимаемой должности после падения ученика с лестничного пролёта, писал inbusiness.kz со ссылкой на пресс-службу акимата Астаны.


Было начато досудебное расследование по статье 141 УК РК «Ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей». Известно, что на тот момент у школьника была зафиксирована черепно-мозговая травма.


Ещё одно увольнение столичного директора одной из школ города произошло из-за финансовых махинаций, сообщал Informburo.kz со ссылкой на пресс-службу Управления образования Астаны.


Директор школы №49 Астаны собирала деньги с учащихся за ведение факультативных занятий, которые по факту ею не проводились.


Об этом инциденте стало известно из видеообращения, которое на имя министра просвещения отправили сами ученики. По словам учащихся, они целый учебный год не обучались по заявленным предметам.


К слову, в 2023 году Министерство просвещения запустило программу «1000 лидеров изменений в образовании». По ней молодых специалистов должны назначать на вакантные должности руководителей без конкурсных процедур. Как сообщил телеканал Аstanatv.kz, 4 марта этого года уже произошли первые назначения в три столичные школы.


✅ Подписывайтесь на https://t.me/ayel_kz

Похожие посты

Смотреть все

Comments


bottom of page