Какие правила хотят ввести для блогеров?
На днях депутат мажилиса Айдос Сарым, известный своими скандальными инициативами в плане регулирования интернет-пространства, в кулуарах заседания нижней палаты парламента рассказал о проекте закона «Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе».
Цель законопроекта вполне благородная – заставить блогеров платить налоги и помочь простым пользователям отличать рекламные посты от обычных. Для бюджета страны это будет хорошим подспорьем, ведь, по данным Inbusiness.kz, в 2021 году теневой оборот инфобизнеса в Казахстане составил 10-15 млрд тенге, а по информации Forbes, раскрученные блогеры зарабатывают от 1 до 3 млн тенге в месяц. При этом налоги из них платят 40 процентов.
Остальные 60 процентов Айдос Сарым, по всем правилам хорошего блоггинга, очень заинтриговал и пообещал, что «когда закон будет на сайте опубликован, вы это увидите все».
Судя по всему, работа над законопроектом идет ударными темпами. 5 апреля на сайте «Открытые НПА» был опубликован лишь проект Консультативного документа регуляторной политики к проекту закона «Об интернет-рекламе и онлайн-платформах». Публичное обсуждение завершилось 26 апреля.
При этом министерство информации и общественного развития пояснило, что проекта Консультативного документа Межведомственной комиссией по вопросам законопроектной деятельности, будет создана рабочая группа по разработке проекта закона. А по словам Айдоса Сарыма, 7 депутатов, представляющих разные политические партии, уже стали авторами будущего закона. Предполагается, что документ будет состоять из 8 глав, 31 статьи.
Сам законопроект на сайте «Открытых НПА» еще не опубликован, но, судя по консультативному документу, в его основу ляжет международный опыт.
Так, в законодательстве РК может появиться понятие «инфлюенсер». Как пояснил Сарым, «это люди, которые имеют достаточно большую социальную поддержку, базу, которые через это зарабатывают деньги, продают товары, пользуясь своей известностью».
Понятие это перекочевало к нам в законодательство из Франции, где ведется разработка специальных правил для инфлюенсеров. Французы собираются усилить договорные обязательств для инфлюенсеров, компаний и сосцетей; создать ярлык для инфлюенсеров и новую профессиональную федерацию, усилить роль надзорных органов, защитить интеллектуальную собственность.
Хотя, как отмечает даже сам казахстанский консультативный документ, на самом деле все это направлено на «оздоровление экономической среды на онлайн-платформах».
У США Казахстан, очевидно, позаимствует меры по защите несовершеннолетних:
«В США онлайн-реклама регулируется федеральной торговой комиссией (FTC). FTC запрещает недобросовестную или вводящую в заблуждение рекламу в любых средствах массовой информации, т.е. реклама должна отражать достоверную информацию и не вводить потребителей в заблуждение. The Children’s Online Privacy Protection Act (COPPA) содержит нормы, регулирующие рекламу в отношении несовершеннолетних, и позволяет родителям вести контроль за информацией не только лишь на сайтах, ориентированных на детей, но и на тех ресурсах, которые могут размещать различный контент», - поясняется в документе.
Авторы консультативного документа отмечают, что одним из наиболее важных новшеств будет обязательство онлайн-платформ обеспечить действенные механизмы обратной связи для казахстанских граждан и в случае принятия решений по удалению публикаций или ограничению доступа к аккаунту, предоставлять мотивированный и обоснованный ответ.
Еще один важный момент - маркировка. Если блогер отметит проплаченный материал как рекламу, то он должен будет платить с налог с дохода. Но при этом завтра не будет отвечать за содержание рекламы и те последствия, к которым приведет ее размещение. Каким образом будут распознаваться рекламные посты, которые блогеры предпочтут не маркировать, неизвестно.
Самым известным скандалом, связанным с интернет-рекламой, стало уголовное дело в отношении вайнеров Мейржана Туребаева и Мейирхана Шерниязова. По версии следствия, они были участниками преступной группы, создавшей финансовую пирамиду Mudarabah Capital, которую и рекламировали в социальных сетях за денежное вознаграждение. Вайнеры же заявили, что сами пострадали от пирамиды.
Сам Сарым не первый раз активно участвует в разработке законопроектов, направленных на регулирование интернет-пространства и защиту детей. Кстати, речь тогда тоже шла об онлайн-платформах, жалобах пользователей и удалении контента. Депутаты мажилиса прошлого созыва Айдос Сарым и Динара Закиева предлагали обязать иностранные онлайн-платформы обзавестись своими официальными представителями в Казахстане и в течение 24 часов удалять информацию, признанную кибербуллингом.
В 2019 году министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Казахстана попыталось убедить пользователей установить сертификат безопасности. Вице-министр Аблайхан Оспанов тогда заявил, что дело это добровольное, а соответствующая законодательная норма была введена еще в 2015 году. «Добровольцы» тут же столкнулись с проблемами с доступом в интернет – некоторые браузеры перестали работать, антивирусные программы ругались на сертификат на чем свет стоит.
В 2020 году председатель комитета по информационной безопасности министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмического развития Руслан Абдикаликов, отвечая на вопрос журналистов о том, будет ли в Казахстане создан аналог Великого китайского файрволла, сообщил, что в нашей стране уже с 2011 года действует подобный проект, который называется «Электронная граница».
Кстати, разработчики консультативного документа надеются, что благодаря новому закону Казахстан сможет подняться на одну строчку во Всемирном индексе свободы прессы. Правда, непонятно, на какую: авторы документа отмечают, что в 2022 году наша страна занимала 122-е место. А в 2023 году мы оказались уже на 134-м, между Угандой и Шри-Ланкой, уступив свое место Кыргызстану.
Подписывайтесь на https://t.me/politprosvet_kz
Comments