В Международный женский день невозможно не вспомнить о властительницах Казахстана. Самые известные из них, пожалуй, Томирис и Зарина, но только ими история не ограничивается.
Бопай ханым, или Батима (1690/1695-31 мая 1780) – жена хана младшего жуза Абулхаира, мать ханов Нуралы, Ералы и Айшуака, имела сыновей Ходжа-Ахмета, Адиля и дочь Зулейху. Во время правления сына носила титул Хан-ана (Мать-хана) и являлась одной из самых влиятельных женщин в Казахском ханстве.
Будучи женой хана, её влияние было сравнимо с министром иностранных дел, советника и чуть ли не премьер-министра. Она участвовала в дипломатических миссиях, совещаниях, влияющих на внешнюю и внутреннюю политику страны, удерживала авторитет народа и ханства в международных переговорах. Бопай имела печать с собственным орнаментом, что обозначало огромное влияние женщины.
Советский историк Александр Сергеев писал, что «Бопай – не только жена хана, но и главный его советник, а в каких-то делах и наставник».
Бопай пережила мужа на 32 года, продолжая участвовать в политике страны. В некоторых аспектах весьма жёстко, но это уже другая история.
Айганым Саргалдаккызы (1783-1853). Многие из нас наслышаны о властной бабушке знаменитого этнографа Шокана Уалиханова. Эта женщина была не только суровой наставницей, но и формально последним ханом Среднего жуза.
Она – вторая жена хана Уали, знала шесть языков, включая арабский, персидский, чагатайский и русский. После смерти Уали в 1819 году Айганым была признана наследницей престола и в течение длительного времени занималась управлением народа, владея ханской печатью. В 1822 году российские власти упразднили в Среднем жузе ханскую власть, создали округа, Айганым была избрана старшим султаном.
Вела переговоры с Азиатским департаментом МИД, где просила помощи в строительстве жилья, школ, культурных объектов. Она также составляла бюджет на приобретение посевного и земледельческого материала, вела активную общественную деятельность, влияла на политику народа.
Ну и, естественно, она сыграла большую роль в становлении своих внуков Болата, Шокана и Жакыпа Уалихановых. Болат Уалиханов, будучи старшим братом, после отца Шынгыса стал султаном и управителем Киргиз-Майлибалтинской волости Кокчетавского округа.
Сапура Матенкызы (вторая половина XVIII века) скорее была батыром, нежели правителем. Прославилась как батыр Невидимка и Коктемир (Небесная сталь). Известна как активная участница борьбы против колониальной политики, успешно громила войска империи. Долгое время личность серьёзного противника войскам Екатерины II была неизвестна. Значительно позже шпионам под видом купцов удалось узнать, что Невидимка – это девушка.
Как отмечал писатель-исследователь Торегали Казиев:
«Стратеги потушили начинающийся степной пожар почти что мирными средствами. Движение «Невидимки» закончилось в 1776 году – весьма неожиданным образом, то есть практическим согласием царского правительства к возврату права степняков «пасти свой скот там», где выпасали свой скот они при властвовании в прилинейных регионах России крестьянского царя «Петра III».
Феномен степной Жанны д'Арк лежал в основе появления целого направления в русской поэзии, названного специалистами «фелицейским циклом».
Томирис – легенда саков-массагетов, в том числе, благодаря сочинениям «Истории» Геродота, первым описавшим подробности войны с персидским царём Киром II Великим. По одной из версий, он, чтобы завладеть царством массагетов, решил сосвататься к Томирис и получил отказ. Это и стало причиной начала военных действий.
Кир, перейдя реку Окс, поставил лагерь с запасом вина. Лагерь обороняли очень слабые воины, которых с лёгкостью разбила армия сына Томирис – Спаргаписа. Саки устроили пир, и персы захватили их без проблем.
Тогда Томирис направила письмо Киру: «Алчущий крови Кир, … отдай мне моего сына и уходи из этой страны безнаказанно… Если же ты не сделаешь этого, то клянусь тебе солнцем, владыкой массагетов, я напою тебя кровью, хотя ты и ненасытен».
Спаргапис высвобождается и лишает себя жизни.
Томирис, узнав о потере, собирает войско и уничтожает армию противника. Сам предводитель погибает. По некоторым источникам Томирис лично отрубила ему голову, сунула в винный мех, наполненный человеческой кровью, и сказала: «Ты меня, живую и одержавшую над тобой победу в битве, погубил, захватив хитростью моего сына. Я же тебя, как угрожала, напою кровью». Некоторые исследователи сомневаются в достоверности этого эпизода.
Геродот называет эту битву одной из самых жестоких.
Как отмечает Иордан в труде «О происхождении и деяниях гетов», после войны царица Томирис усилила позиции и пошла в ту часть Мёзии, которая ныне называется Малой Скифией, и на берегу Понта (Чёрное море) построила город Томы (Констанца, Румыния).
Томирис стала чуть ли не самой известной правительницей согласно многочисленным блиц-опросам Казахстана. В стране, согласно официальной статистике, на 1 марта 2024 года зарегистрировано 30 013 человек с именем Томирис.
Зарина (приблизительно 558-518 гг. до н.э.) также прославлена как волевая правительница, поддерживающая дипломатические отношения с Мидией и способствовавшая укреплению общения между народами. Летописи говорят, что именно благодаря Зарине сакское племя сумело наладить торговлю и с другими племенами. Кроме того, при её правлении было построено немало городов.
Правление царицы Зарины зафиксировали древнегреческие историки Диодор Сицилийский, Николай Дамасский и Ктесий.
У неё же были знаменитые женские элитные войска, способные уничтожить любого врага. Геродот писал, что они были храбры и отважны.
Зарина установила тёплые отношения с принцем Мидии Стриангием, но её муж – полководец Мермер – вразрез политике правительницы напал на принца, попытавшись убить, чтобы развязать войну. Зарина приказала схватить Мермера, и он погиб при сопротивлении.
«Чем будут умирать сотни, тысячи людей, пусть умрёт один несдержанный полководец. Он мой муж, но для меня дороже моя страна. Освободите принца Мидии», – сказала Зарина.
К слову, есть распространённая теория, что «Амазонки», которые произошли от союза Ареса и Гармонии, как раз были скифскими или сакскими женскими войсками. В том числе Геродот указывал Сарматию как место проживания племени, «управляемого женщинами» (Gynaecocratumeni). По его словам, амазонки жили в Скифском государстве и на берегах озера Меотида.
Геродот описывал сарматов как потомков амазонок и скифов, что их женщины соблюдали древние обычаи, «часто охотясь верхом с их мужьями; участвуя в войне; они носят ту же самую одежду, что и мужчины».
Автор: Алтыншаш Жырау
✅ Подписывайтесь на https://t.me/ayel_kz
Comments