top of page
Фото автораAyel

Зрители спектакля о травле примерили на себя роль жертв буллинга


Когда в коллективе подростков разгорается буллинг, история может закончиться трагически. Но если вмешаться в события, итог меняется. Это увидели своими глазами участники и зрители бесплатного форум-спектакля, который прошёл 4 мая в Алматы, в Международный день борьбы с буллингом, в коворкинге Smart Point.


Форум-театр – не просто спектакль. Зрители имеют право в любой момент остановить или промотать назад действие и изменить судьбу героев. Организатором спектакля стало «Антибуллинг-сообщество» во главе с психологом Светланой Богатырёвой. Зрителей набрался полный зал – школьники, учителя, родители.


Для спектакля в результате кастинга выбрали 12 подростков. Они прошли тренинг актёрского мастерства и целый месяц под руководством режиссёра Яны Волковой репетировали.


Зрителям показали жизнь класса, где на глазах учительницы, которая работает «для галочки», унижают школьника по фамилии Валяев. Его толкают, бросают ему в рюкзак мусор, выбрасывают рюкзак в окно, разрисовывают помадой лицо, приматывают скотчем к стулу. От родителей Валяев поддержки не получает, а травля не затихает даже во время лекции о буллинге, которую проводит инспектор из полиции и тоже «для галочки».


После первого показа зрители выдвигали предположения, к чему могли привести события: суицид, уход в другую школу, появление нового «школьного стрелка», привлечение авторитетного взрослого, побег. А затем спектакль показали ещё раз. Только теперь зрители могли в любой момент сказать «стоп», предложить другую версию развития сюжета и даже занять место героя и сыграть свой вариант. Каждый такой «ход» анализировала психолог Светлана Богатырёва.


Вызвать сочувствие


Предложение от зрителей:


«Учитель могла бы призвать ребят к сочувствию к однокласснику».


Комментарий психолога:


«Буллинг – это социальный спектакль с распределением ролей и работой на публику. Эмпатия не помогает в борьбе с буллингом. Ему плохо? Так мы же этого и хотели!»


Ударить первым


Предложение от зрителей:


«Если драки не избежать, то бить первым».


Комментарий психолога:


«Такая эскалация заканчивается для одной стороны конфликта больничной койкой, а для другой – тюремной камерой».


Обратиться к неравнодушному авторитету


Предложение от зрителей:


«Объяснить всё маме или, если она не реагирует, то, например, дяде – тому взрослому, которому можно доверять».


Комментарий психолога:


«Не было бы такой статистики по суицидам, если бы мамы вовремя приходили к детям на помощь. Но родители не всегда откликаются на проблемы детей. А иногда и сами жестоко с ними обращаются. Одного подростка отец избивал до кровавых соплей, и мальчик приходил ночевать к единственному ресурсному взрослому – психологу. В самом начале буллинга травлю может остановить авторитетный человек из детского коллектива, если, например, скажет: «Так, ребят, стоп! Мы никого не чморим. В нашем классе так не принято!»


Собрать доказательства


Предложение зрителей:


«Записи с видеокамер, диктофон, фиксация синяков, слова свидетелей. Всё это собрать и написать заявление в полицию».


Комментарий психолога:


«Да, это может сработать. Особенно если подключатся неравнодушные взрослые».


В финале форума зал пришёл к выводу, что простого решения в ситуации буллинга не существует и у событий может быть вариативный ход. Однако проще разрешить первые конфликты на ранней стадии.



Актеры и актрисы поделились с Ayel впечатлениями от участия в таком необычном по формату спектакле.


Эльдар (играл Валяева, жертву травли):


– Роль совершенно мне не свойственная, интересно было её сыграть. Но ввиду того, что большую часть спектакля я стоял, так как за меня выходили зрители, я не так сильно вымотался. Но эмоционально это тяжёлая роль, конечно. Хотя для меня тяжелее бы было играть буллера, потому что я пацифист. Буллинг надо искоренять и выходить из положения.


Саида (играла главного агрессора):


– Я поняла, что агрессор не просто так совершает злые поступки. Это всё связано с воспитанием, с родителями, с недостатком любви и внимания.


Поэтому агрессор будет жаждать этого внимания от других. Для меня роль агрессора сложна. Я играла и думала: «Неужели это я?». Но потом вспоминала, что это просто роль, и успокаивалась.



Лейла (играла равнодушного учителя):


– Мне было очень тяжело. Я эмпатичный человек, и мне было жалко главного героя. Но, с другой стороны, на сцене нет твоей эмпатии, нет твоей личности – только личность твоего персонажа. И когда в неё включаешься, становится легко, и сюжет идёт по накатанной. Это можно было наблюдать, когда начиналась импровизация, – я уже понимала, как отреагирует мой персонаж. Хотя сама в жизни реагировала бы совершенно иначе. Какой выход я вижу из ситуации с героем спектакля? Ученику нужно было привлекать родителей. В случае буллинга внутренняя школьная система, в которую включены учитель, класс, администрация, отреагировала бы на родительскую волю, родительскую любовь, обращение родителей в школу. Ребёнок бы увидел, что он важен, он нужен, что его будут защищать. Только в этом случае ему могло бы стать лучше. И кроме того, нужна была работа классного руководителя с учениками, подключение школьного психолога и сторонних специалистов. Потому что уход из школы не решит проблему в классе, нездоровая атмосфера уже сложилась и будет поддерживаться. Нет одной жертвы, появится другая.


Кстати


Формат театра-форума берёт корни из «Театра угнетённых» бразильского режиссёра и теоретика театра Аугусто Боаля. Этот вариант театрального представления специально разработали для решения социальных проблем с помощью игры, импровизации, специальных техник. Аугусто Боаль верил, что театр может стать инструментом борьбы с угнетением людей, помогать угнетённым менять своё положение, нести терапевтическую функцию как для отдельных людей, так и для общества в целом.



Автор: Елена Мамонтова



✅ Подписывайтесь на https://t.me/ayel_kz

Похожие посты

Смотреть все
bottom of page