Ұлыстың ұлы күні или Наурыз – чуть ли не самый главный праздник в Казахстане. Люди ходят друг к другу в гости, много едят и радуются встрече Нового года – зима уступает место весне. Этнограф и востоковед Машхур Жусуп Копеев писал, что официально Наурыз в степи было принято праздновать массово восемь дней. Согласно другим исследователям, празднования длились месяц. Обычно гуляния сопровождались различными обрядами и играми. Целью многих из них было завоевание сердца девушки или джигита. Именно о них мы и поговорим.
Қыз қуу («догони девушку») – самая знаменитая конная игра, отражённая в фильме «Девушка-джигит». В этом соревновании на дистанции 400-600 м участвуют парень и девушка, которая стартует первая. По наиболее безопасной версии, джигит должен забрать у девушки платок, по другой – поцеловать её. Если девушка оказывается быстрее парня, то уже он убегает, а девушка догоняет и бьёт по спине камчой.
Считалось, что эти соревнования давали возможность парням признаться в любви, так как для участия в игре они приглашали только понравившихся девушек. Ещё это давало возможность обоим участникам показать себя как ловких и сильных мастеров верховой езды, а это немаловажно для кочевого образа жизни. В наши дни Қыз қуу чаще имеет чисто спортивный интерес.
«Алтыбакан» (шесть шестов) – катание на специальных стоячих качелях, которые поддерживают шесть шестов. Здесь даже родители не имели права не отпускать девушек покататься на качелях, чем охотно пользовались парни. Они могли раскачивать качели и не отпускать понравившуюся девушку, пока та не согласится на свидание или сватовство. Однако запугиванием девушек заниматься было запрещено. И если девушка говорила «нет», её следовало отпустить.
«Ақ сүйек» (белая кость) – есть две версии игры: одна – для детей, другая – для молодёжи. Если детская «Ақ сүйек» проходит днём, то для молодёжи игру проводят в светлую лунную ночь (желательно в полнолуние). Ведущий выстраивает лицом к себе участников и со словами «Белая кость, знак счастья, лети до Луны, до белых снежных вершин! Находчив и счастлив тот, кто тебя найдёт» кидает её как можно дальше за спины игроков. Затем кричит: «Ищите кость и найдите счастье скорей! Кто найдёт, тот быстрей всех и ловчей». После этого участники бросаются за костью, чтобы принести ведущему. Если игрок касается того, кто держит кость, то забирает его предмет.
В таких ночных играх нередко участвовали влюблённые парочки, которые могли в общей суматохе уединиться. Таким образом, можно сказать, что в этой игре присутствует некоторый романтический контекст.
Бастанғы или Бастан (начало) – это вписка с разрешения родителей. Взрослые, зная, что у них пройдёт «бастан», уезжали в гости, а молодёжь устраивала свой той только для ровесников.
В доме, где устраивают «бастаңғы», режут барана и зовут молодёжь из ближайших аулов. Во время такой домашней вечеринки все пели и танцевали, устраивали различные соревнования по стихам, айтысы, игры. Это был отличный повод, чтобы познакомиться или встретиться с возлюбленным (-ой). Поэтому, собственно, родители и разрешали такие праздники. Ведь им нужно было устраивать жизнь подрастающего поколения.
Ночной выпас скота – в тёплую весенне-летне-осеннюю погоду молодёжи разрешалось выходить на своего рода «ночной выпас», где молодые люди не столько занимались домашними животными, сколько устраивали вечеринки под открытым небом. В эти периоды они разжигали костры и, как в «бастане», пели песни, читали стихи, организовывали соревнования, игры и, конечно же, уединялись под светом луны. Обычно ночной выпас согласовывался, чтобы в нём могли принять участие как можно больше людей. Потому что развлечения – развлечениями, а ночью в степи безопаснее было тусить толпой.
Түйе шешу (раздеть верблюда) – эта игра уже несёт характер «18+» и не проводилась после середины XIX века. В соревновании принимали участие голые женщины. Согласно правилам, если обнажённая женщина развяжет верблюда, нагруженного подарками и ковром, она становится хозяйкой как верблюда, так и скарба. Бывало, что джигит, заглядевшись на девушку, засылал к ней сватов.
Қатын күрес – женская борьба, проводится по правилам обычной борьбы. В книге Турсына Журтбая «Калибек Куанышбаев» был описан эпизод борьбы, где победительница получала в подарок костюм, а проигравшая – кимешек. Оба соревнования показывают, что скорость и навыки борьбы приветствовались не только среди мужчин, но и среди женщин.
Автор: Алтыншаш Жырау
✅ Подписывайтесь на https://t.me/ayel_kz
Comentarios