В апреле прошлого года в структуре Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности появился Комитет искусственного интеллекта и инноваций. Спустя несколько месяцев правительство утвердило и концепцию развития ИИ на 2024-2029 годы. А в начале этой недели в мажилисе представили проект будущего закона, призванного регулировать отрасль.
Несмотря на отсутствие правил, искусственный интеллект еще несколько лет назад проник в систему государственных закупок. Наш редактор Маргарита Бочарова изучила порядка сотни опубликованных с 2018 года объявлений на портале и рассказывает, как и куда казахстанские госорганы внедряют плоды бурного развития нейросетей.
Многомиллионные тренинги
Самым дорогостоящим лотом из всех имеющихся стала заявка от Министерства внутренних дел на техподдержку системы экстренного реагирования на основе ИИ «SOS 102». В 2023 году в ведомстве такую услугу предварительно оценили в 61,2 млн тенге, однако закупка так и не состоялась. «SOS 102» – это запущенная несколько лет назад возможность сообщать о правонарушениях через мобильное приложение «102», социальные сети и мессенджеры.
А у Управления образования Алматы в прошлом году все-таки получилось провести связанную с ИИ закупку услуг на 30,5 млн тенге. В рамках договора ТОО «eData.kz» обязалось во всех районах провести обучающие тренинги и внедрить в практику образовательных учреждений лицензионные инструменты искусственного интеллекта. Больше всего средств в итоге потратили на Бостандыкский район (4,8 млн тенге), меньше всего – на Наурызбайский (1,5 млн тенге).
Компания-победитель, к слову, была образована и зарегистрирована уже после начала приёма заявок – в июне 2024 года. В общей сложности в прошлом году «eData.kz» выиграла лотов почти на 110 млн тенге. Из них 74,5 млн тенге заплатило ей Управление образования Атырауской области ровно за те же услуги, что и алматинские коллеги.
Компанией единолично владеет и руководит 35-летний Санжар Кенжеханулы, родной брат Рауана Кенжеханулы. Последний выступает соучредителем ТОО «Bilim Land» (входит в активы Тимура Турлова) и руководит тем самым Фондом развития казахского языка, в который перечислял свои личные средства глава государства.
Работа мечты
Санжар Кенжеханулы – один из учредителей ТОО «Beam Career Management Center». Компания занимается автоматизацией дуального обучения, практики и трудоустройства студентов и выпускников. Автоматизация ожидаемо происходит «с применением искусственного интеллекта» и неплохо продаётся в колледжи Восточно-Казахстанской и Западно-Казахстанской областей. При этом доступ к платформе, тренинги для учебных заведений и поддержка пользователей обходятся заказчикам в разные суммы: на востоке это 1,6 млн тенге, на западе – 440 тыс. тенге (вероятно, цена зависит от срока предоставления доступа к базе работодателей).
Так, на счету предпринимателей уже 27 договоров за 2023-2024 годы. Их общая стоимость немного превышает 50 млн тенге. Больше всего средств в проект вложили власти Восточно-Казахстанской и Атырауской областей.
Дорогие посредники
В минувшем феврале телерадиокомплекс президента разыграл лот под названием «Подписка на чат-бот с генеративным искусственным интеллектом». Победителем был признан индивидуальный предприниматель из Караганды, 63-летний Мурат Садыров. По данным Adata.kz, за последние шесть лет мужчина выиграл 120 госконтрактов общей стоимостью 40,8 млн тенге, однако никакого отношения к искусственному интеллекту и нейросетям они в основном не имеют. Большинство из них связаны с устройством, техобслуживанием, ремонтом систем пожарной сигнализации, видеонаблюдения, оповещения и прочего аналогичного оборудования.
В техспецификации же заказчик запросил чат-бот, который не только выполняет различные текстовые задачи, но и генерирует изображения и видео. Мурат Салыкович за 220 тыс. тенге обязался предоставить доступ к такому чат-боту на год. При этом даже поверхностный поиск в Сети позволяет найти аналогичные предложения в четыре раза дешевле (например, 53,4 тыс. тенге за годовое пользование ботом ChatGPT Combo в рамках самого продвинутого тарифа).
Фантастические преимущества
В 2020 году один из районных отделов образования Актюбинской области объявил о намерении приобрести для сельской школы-гимназии в Богетсае «жёсткий диск для видеонаблюдения с искусственным интеллектом». Осуществить желаемое удалось только со второго раза: диск был куплен чуть более чем за 200 тыс. тенге у карагандинской оптовой компании, специализировавшейся на поставках офисной техники.
По прошествии четырёх лет мы едва ли сможем оценить адекватность назначенной за товар цены, однако заметим: сам по себе жёсткий диск никаким ИИ в полном смысле обладать не может. Это следует, например, из спецификации накопителя, который лишь предназначен «для решений в области видеонаблюдения, использующих искусственный интеллект». Более того, и эту его характеристику не стоит принимать на веру.
«Специализация» жёсткого диска – не более чем маркетинговый ход, сообщили нам сотрудники одного из крупнейших дистрибьюторов систем видеонаблюдения в республике. Специалисты отметили, что в жёстком диске есть чип, который отправляет серверу отчёт о битом кластере, чтобы изображение не нарушалось, однако назвать это прямым AI нельзя – только частью работы AI в сервере.
Добавим, что школа в Богетсае – при всей тяге местных чиновников к искусственному интеллекту – до конца прошлого года ещё пользовалась услугами ассенизатора.
Прорывная диагностика
С 2023 года искусственный интеллект в рамках госзакупок официально внедряется и в отечественной медицине. Речь почти во всех случаях идёт о сопровождении системы телерадиологии, которая использует ИИ для выявления вирусной пневмонии COVID-19, рака лёгких и рака молочной железы. В традиционном же смысле телерадиология представляет собой дистанционную передачу снимков рентгена, МРТ и КТ-сканов с их последующей интерпретацией специалистами.
Судя по объявлениям, к таким методам диагностики прибегают в Восточно-Казахстанской, Атырауской, Жетысуской и Алматинской областях. Цены на услуги по какой-то причине варьируются от 1,2 до 7,9 млн тенге. Предположим, что закуп подобных услуг может производиться и во всех остальных областях, при этом в названии лотов просто отсутствует упоминание ИИ. Ведь, как пишут в СМИ, «в здравоохранении и научных исследованиях ИИ существует уже давно. Использование машинного обучения для анализа медицинских изображений началось ещё в 1980-х годах».
Подписаться на @Shishkin_like